Муха Альфонс

 

Альфонс Мария Муха (1860-1939) — известный чешский художник-модернист, театральный художник, плакатист, дизайнер.

Учился в Академиях Мюнхена, Парижа.

muha1В Художественной галерее Гипо-Культурштифтунга в Мюнхене сделала последнюю остановку гигантская выставка работ Альфонса Мухи (1860- 1939). Уже целый год эта собранная по кусочкам из разных музеев мира экспозиция путешествует по Европе. Она уже побывала в венском Бельведере и Музее Фабра в Монпелье. Вроде ничего особенного не происходит, однако в мюнхенскую галерею все время стоит очередь. Дело в том, что небольшие выставки, посвященные творчеству чешского художника, в Европе случаются регулярно (почти всегда что-то выставляется в Чехии сверх постоянной экспозиции в государственных музеях), но, во-первых, они редко доезжают до Германии, где в Мюнхене Муха недолго жил и работал, и, во-вторых, обычно на этих выставках показывают какой-то один аспект его творчества так что данная выставка, которую можно назвать «весь Муха’,’ вызвала небывалый ажиотаж. Экспозиция здесь выстроена не по ретроспективному принципу, а по тематическому, хотя в данном случае это неважно — творчество Мухи делится на периоды, когда он помногу работал в каком-то одном жанре, а после к нему практически не возвращался. Кураторы мюнхенской выставки делали специальный акцент на немецком периоде творчества художника. Молодой Муха провалился на вступительных экзаменах в Пражской академии художеств и был вынужден искать работу, которая подвернулась ему в Вене, куда он в 1879 году и переселился. Он нашел место театрального декоратора и без особой подготовки смог как афиши к спектаклям рисовать, так и раскашивать задники. Но театром как таковым Муха увлекался постольку-поскольку, гораздо больше его волновала станковая живопись. Его кумиром был художник академического направления Ганс Макарт. В работах Макарта Мyxy интересовал прежде всего формат. Видимо, чех уже тогда задумывался о создании неких монументальных композиций, которые прославят и его самого, и его отечество. В 1885 году Муха поехал подучиться в Мюнхен, чтобы не слытъ самоучкой. Он прожил здесь два года и уехал покорять Париж.

muha4

 

Афиша для Сары Бернар.  «Медея».    1898 год.

Знакомство с Сарой Бернар принесло ему сразу должность главного художника в Театре «Ренессанс’,’ нужные связи и роскошную натурщицу (а заодно и любовницy). Сара и так была популярна, но через афиши с ее изображением, которыми был завешан весь Париж, прославился Муха.

muha3                                                                                      Афиша для американской актрисы Лесли Картер.   1908 год.

muha2                                                                                                                          Афиша.    1899 год.

muha20                                                            Постер для товарной фирмы «moёt & chandon»   1899-1900 годы.

В парижские годы главным направлением творчества Мухи становится не только плакат, но и разные дизайнерские разработки. Недостатка в заказах на оформление помещений у Мухи не было.

muha6Бюст «Природа».   1900 год.

muha7Декоративное панно из цикла «Четыре драгоценности».   1900 год.

muha5Перо.  Декоративное панно.   1899 год.

muha11Панно.   Фрагмент.

muha13Панно.    Фрагмент.

Он создавал массу эскизов, которые немедленно шли в дело. Жить в апартаментах «от Мухи» считалось писком моды. Плакатов, афиш и зарисовок всяких зеркал, шкафов, трюмо и кроватей на выставке представлено столь много, что, как бы прекрасны они не были, иэ-за похожести и однотипности все это «парижское наследство» Мухи начинает казаться «трешем». По-видимому, сам Муха просто честно зарабатывал на плакатах деньги и имя, не считая их изготовление серьезным искусством. А вот сделанная специально для выставочного тура реконструкция павильона Боснии и Герцеговины (1900) для Всемирной выставки в Париже на треш не похожа. Все, что касалось любиимых славян, Муха делал очень тщательно. Стены боснийского павильона он красил гигантскими фресками, на которых оживала славная история бывших османских провинций. Сейчас, сто с лишним лет спустя, павильон заново собрали и представили таким, каким он был на Всемирной выставке 1900 года. И это совсем другой Муха — не тот, что крутил роман с Бернар и малевал задники в сцене. В 1910 году Муха навсегда покидает Францию — он сделал там что мог, да популярность его в Париже поредела. Вместе с семьей он возвращается в Чехию, где получает безденежные, но желанные заказы от государства, и с рвением принимается их выполнять. За заработком ездит в США — там ему удает-ч хоть как-то заработать. Но мысли его отныне направлены на одно — создать нетленный монумент во славу отечества. При поддержке одного американского мецената Муха начинает главный проект своей жизни — серию больших панно, объединенных общим названием «Славянский эпос» (1910 -1926). Он свершает серию поездок по разным славянским странам, в том числе посещает и Россию. Муха умер с кистью в руках, заканчивая очередное «историческое» панно. Экспонировать эти работы всегда было трудно — Чехия толком не знала, где их разместить. В итоге «Славянский эпос» осел в замке Моравски-Крумлов и является местной достопримечатепьностью. Работы эти редко покидают страну, но две из них уже съездили в Вену, Монпелье, Мюнхен и стали вместе с павильоном Боснии хитом выставки.

Модерн массового потребления

5 декабря ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с пражским Музеем Альфонса Мухи открыл выставку «Цветы и грезы ар нуво». Зрители увидели плакаты и декоративные панно знаменитого чеха-художника, придумавшего, как адаптировать высокое искусство для массового зрителя.

muha8

Альфонс Муха — самый известный из художников стиля ар нуво. Его утонченная графическая манера хорошо знакома тем, кто покупает конфеты в коробке с томной дамой на крышке. С Мухой встречают Новый год, вешая на стену новый календарь с танцующими полуобнаженными красотками. Элегантные виньетки Мухи можно увидеть в пабах и ресторанах всего мира. Только теперь стилизованный растительный орнамент, сделавший Муху лидером французской школы модерна, обрамляет не изысканный портрет театральной примадонны, а прозаическую информацию о ценах на пиво, пирожные или суп дня.

Впрочем, к этому и стремился человек, посвятивший свою карьеру наведению мостов между высоким искусством художника и низменным ремеслом оформителя. Вслед за другими именитыми родоначальниками ар нуво Муха настаивал на демократичности искусства, задача которого украшать повседневность, а не отсиживаться в «башне из слоновой кости», ублажая тонкий вкус узкого круга эстетов. Одни коллеги Мухи создавали узоры для обоев, другие мастерили резные столики, третьи оформляли павильоны метро и интерьеры общественных зданий.

muha9                                                                                              Плакат «Monako-Monte Carlo».   1897 год.

Альфонс Муха выбрал для себя наименее амбициозный путь, придавая товарный вид продуктам массового потребления и декорируя мелкие детали быта. Он создавал настенные календари, выпускал поздравительные открытки, рисовал этикетки для шампанского и ликеров, рекламу мыла, духов и шоколада. Муха обладал удивительным умением адаптировать революционные достижения нового искусства к запросам широкой публики, причем сделал он это задолго до пионера поп-арта Энди Уорхола. Сходство с Уорхолом — и в коммерческом успехе Мухи, и в его дружбе с театральными звездами, и в немыслимой работоспособности, позволившей заполнить рынок узнаваемыми образами.

Муха проснулся знаменитым в 1895 году, сразу после выхода в свет афиши спектакля с участием Сары Бернар. Этот плакат — манифест ар нуво, который можно увидеть на московской выставке,— произвел настоящую сенсацию, а «божественная Сара» настолько увлеклась сдержанным новаторством художника, что подписала с ним долгосрочный контракт на оформление декораций, создание ее сценических костюмов и ювелирных украшений. На гребне успеха Муха продолжал работать как художник-график, иллюстрировал журналы, выполнял архитектурные заказы и писал портреты американских миллионеров.

muha10

 

Можно ли нарисовать зимнюю стужу?
Вот как ее изобразил сто лет назад   Альфонс Муха.

В 1910-1930-е годы, когда блеск модерна померк на фоне авангардных экспериментов, он поселился на родине, в Праге, работая над монументальным циклом «Славянский эпос» — серией гигантских полотен, изображающих судьбоносные страницы истории братьев-славян. Но главными его достижениями и сегодня считаются вытянутые силуэты женских фигур, символизирующих времена года, прекрасные лица див и неподражаемый манерный узор, напоминающий сливочный крем на пышном торте, который может присниться только в самом сладком сне.

Александр Топоров

 

/p

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта