Мунк Эдвард
Эдвард Мунк (1863-1944) — норвежский художник — экспрессионист.
Крик. 1893 год. Всепоглощающий страх. Самое известное произведение Мунка.
Девушки на мосту.
Автопортрет с папиросой. 1904 год.
Мунк эстетизирует собственное страдание, материализуя его в вихревом движении снопов холодного пламени. Энергия портрета воздействует на зрителя сразу и недвусмысленно: вся структура образа излучает страсть, активно заражает ею. Мунк говорит, почти кричит о себе, рассматривая собственное переживание, как универсальное и всечеловеческое.
За графику норвежское все — Эдвард Мунк (1863-1944) взялся по двум причинам. Нужны были деньги — это раз. И два — он слишком болезненно переживал расставания со своими картинами, с «детьми», как он их сам называл. Случалось, что спустя какое-то время художник даже просил у покупателя одолжить их ему на время. Но, зная его вспыльчивый нрав, никто не решался. Гарантий, что картина вернется целой и невредимой, не было. Поворотным моментом для Мунка стал Париж, который в начале XX века был столицей графики. Тон задавали Валлотон. Муха, Тулуз-Лотрек и Боннар. Но в отличие от них Мунк был самоучкой: технику литографии и гравюр на дереве он освоил сам и все делал собственноручно в своей мастерской.Более того, рисунок древесины — эти волнообразные сосуды — оказался столь созвучен его живописи, что он сохранял его в естественном виде. Как, например, в «Поцелуе» — одной из своих первых гравюр. Она, так же как и «Вампир», «Мадонна», «Поцелуй», «Тоска», «Меланхолия». «Крик» и десятки других известных работ норвежца, является частью живописного цикла «Фриз жизни» — «поэмы о жизни, любви и смерти», которую Мунк задумал перенести с холста на дерево и бумагу. Результат— в венской Альбертине до конца января.