Cпоэрри Даниэль

Споэрри Даниэль — швейцарский художник, «новый реалист».

В часе езды на поезде от Вены распооложен один из самых симпатичных старых городков Нижней Австрии — Кремс. В нескальких километрах от Кремса знаменитая винная долина Вахау с городским центром Дюрнштайн, славном своими романтическими отелями (романтика в том, что окна и открытые терассы отелей смотрят на пейзажи Дуная) и наличием дерзкой легенды о короле Ричарде Львиное Сердце,которого якобы содержали под стражей именно здесь, а не в Вене. Обо всём этом наперебой рассказывают путеводители давно ненужные адептам современного искусства — для них Кремс с 1992 года превратился в своеобразную Мекку.Люди курсируют между Музейным кварталом в Вене, где находится Главное святилище современного искусства МУМОК, знаменитой галереей «Эсоль» Клостернойбурге, что расположен по дороге к Кремсу, и самим Кремсом с его так называемой художественной милей.

Отдать столь большое количество городских площадей под искусство реши-ли не сразу. И из-за отсутствия специальных помещений с 1992-го по 1995 год основатель будущей Кунстхалле Вольфганг Денк теснился со своими идеями в древней церкви Миноритов. Тем временем хорошими темпами продвигалось строительство нового, самого современного во всей Австрии выставочного павильона из старой (XIX век) табачной фабрики. В конкурсе победил проект Адольфа Кришаница, который предложил самое рациональное решение для преобразования и расширения (до 1400 квадратных метров) фабричного пространства без захвата дополнительных площадей города. Музейный ангар он сделал не столько из цеха, сколько из внутреннего двора фабрики, организовав ему великолепную стеклянную крышу. Открылась Кунстхалле в 1995 году и какое-то время считалась самой авангардной музейной постройкой в Австрии, оснащенной по последнему слову техники. Проект Кришаница был хорош своей неидеальностью, то есть не ориентацией на идеального зрителя-эстета, который идет в музей только за прекрасным. Он заложил в план и ресторан, и бар, и конференц-зал с диванами, посещение которых — тоже часть правильного музейного переживания.

Пилотная выставка в Кремсе была с подтекстом, с оглядкой на полную романтических симулякров местность, куда вселился бурный жилец, и называлась’Вода&вино» -ее подготовил знаменитый искусствовед и куратор Вернер Хофман, легенда западной музеопогии. Установка на искусство XIX — XXI веков соблюдалась более или менее аккуратно, хотя отдельные директора предпочитали выставки фотографии всему прочему. Сейчас фотография считается также любезным гостем, но не в основном здании, а в одном из открывшимся позже филиалов Кунстхалле. Зато искусство XIX века после устроенной к десятилетию галереи выставки «Ренуар и изображение женщины у импрессионистов» стало здесь завсегдатаем. Громкими были выставки «Гарем — тайна Востока», «Салонная живопись от Макарта до Роэетти», «Венгерская душа. Реализм в земле мадьяров» и другие. А с 2009 года, когда на пост директора заступил радикальный актуальщик Ханс-Петер Випплингер, уклон в XXI век усилился. При нем о Кунстхалле со всеми ее учреждениями и филиалами в городе Кремсе и окрестностях стали говорить не иначе как «художественная миля». До Кремса Випплингер много где поработал, например, в Открытом культурном центре современно го искусства в Линце, в Новом музее современного искусства в Нью-Иоркв, в Музее современного искусств в Пассау и на Вьеннале — Венском международном кинофестивале. Его приезд в Креме заставил работать все пять выставтных залов Кунстхалле на полную мощность.

Поскольку в 2010 году мир отмечал пятидесятилетний юбилей движения «Новый реализм», в Кунстхалле проходила выставка работ художников этого направления из «Ahlers collection» одного из самых важных частных собраний «новых реалистов». Эту выставку курировал сам Випплингер, она получилась очень цельной и была признана одной из лучших, устроенных в Австрии выставок искусства XX века в 2010 году и к тому же самой большой в истории выставкой «Нового реализма» в Австрии. До этого никому не приходило в голову предъявить действующих (пионерам движения сейчас где-то под восемьдесят) художников миру не в том виде, в каком они сами хотели бы себя представить спустя много лет после псдписания в Париже того самого манифеста, знаменовавшего рождение нового направления в искусстве, а через взгляд умного коллекционера, то есть их фаната, пожелавшего остаться неизвестным владельца «Ahters collectionхоn». Кроме этой коллекции с «авторским» привкусом, в Кунстхалле отдельно представляли одного из «новых реалистов» первого призыва — швейцарца Даниэля Споэрри. Выставку его работ приурочили как раз с восьмидесятилетию и воспользовались тем фактом, что живой классик проживает в Вене и его можно будет при случае предъявить публике.

spoerri1Голубой стол.   1963 год.

На выставке представлены отдельные полотна из скандального «Гастрономического дневника» Споэрри. Это приклеенные на холст реальные тарелки с едой, салфетками, меню и прочее — чаще всего зафиксирован момент, кода трапеза закончена… Этот дневник, сделанный художником в Греции, породил моду на Споэрри. В 1968-1972 годах он возглавляет Дюссельдорфский ресторан. Споэрри организует и декорирует банкеты и приёмы в стиле «Нового реализма». Для тех, кто хочет углубиться в культуру Споэрри и пережить приключение в стиле «Нового реализма: есть возможность сделать это на месте, в окрестностях Кремса — Вахау, где у именитого художника имеется загородный дом, и там в качестве программы off функционирует тематический ресторан.

«Новых реалистов» сменили дети — в основном павильоне и вакханалия — в форуме Фронер. Выставка «Бахус» возникла в Кремсе неслучайно — хитрые кураторы понимают, что не всем посетителям города по нраву окажется каиой-нибудь неаппетитный «Новый реализм» с его объедками спагетти, приклеенными на шерстяной ковер и драными афишами мюзиклов, а за внимание любого туриста музей борется изо всех сил (это в Австрии всегда поставлено во главу угла — забота о доходе и престиже музея). Другое дело, что не всякий Дионис из XX века добропорядочному пьяному толстяку с полотен Рубенса будет хорошим товарищем, но если есть Рубенс, ему никакое соседство кровавого Германа Нитча (его на выставке больше всего, как несложно догадаться) не помешает.

Выставка детского портрета со звонким названием «Фон Энгельн унд Бенгельн», что переводится примерно как «Об ангелах и хулиганах» в Кремсе совсем не такая, как прошла во многих других городах Европы и даже до Москвы доехала.

spoerri2На выставке «Об ангелах и хулиганах»

Тут во главу угла поставлены не художественные качества экспонатов, а их семантика. Выставка откровенно культурологическая. Великолепные благополучные дети с полотен голландцев из Художественно-исторического музея Вены соседствуют со злобными пупсами из балета «Золушка» Маги Марэн, милые ангелы с религиозных полотен XV века растерянно озираются по сторонам, оказавшись в «дурной» компании поп-артовских рож, и так далее. Ретроспекция имеется, но не она правит бал. Момент излюбленного кремсоескими кураторами эксклюзива — работы с пометкой «впервые в Австрии» — имеет место. Вот имена галерей и коллекций, откуда набирали портреты детей, — Собрание Янник и Бенн Якобер на Мальорке, Земельный музей Вюртемберга, Художественная галерея Маннгейма, Музей Пикассо в Мюнстере, Музей Арп в Ремагене, частное собрание «Olbricht Collection».

Выставка любопытная и, как всегда, с двойным дном. Традиционалисты, посещающие музей с детьми смогут насладиться деталями, изучая мир детства в виде исторических игрушек, колясочек и просто портретов на стене, а остальные обратят внимание на необычные пересечения детских тем в разные эпохи.

Екатарина Беляева.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары