Салахов Таир

Салахов Таир Теймурович (1928) — советский азербайджанский живописец.

salahov6

Самое главное впечатление от ретроспективной выставки Таира Салахова, приуроченной к его 80-летию, — это даже не впервые собранные вместе в таком объеме, на два этажа Фонда «Екатерина» хрестоматийные и многократно виденные шедевры из Третьяковки, известные в Москве только по репродукциям вещи из Баку, хранящиеся в Азербайджанском государственном музее искусств и Государственной картинной галерее Азербайджана, а также раритеты из частных коллекций и собрания самого автора.

salahov3Т. и А. Салаховы на фоне картины «Тебе , Человечество!»

Больше поразил вернисаж, точнее, небывалое количество и удивительная пестрота его гостей. Признаться, давно я не видел уличной очереди на открытие выставки. Гардероб не справлялся с наплывом публики, и самым именитым VIP-персонам пришлось толпиться перед входом, размахивая приглашениями. И удивительно, что на Лубянке встретились культурные чиновники, представители бизнес-элиты, светские персонажи, дипкорпус, художники разных поколений и творческих ориентаций — от Александра Шилова до молодых радикалов. А ведь известно, что почти все значимые культурные мероприятия сегментированы по четкому принципу «Чужие здесь не ходят».

Можно, конечно, объяснить случившееся «братание» тем, что курировала ретроспективу отца Айдан Салахова -не только «актуальная» художница и хозяйка галереи современного искусства, но и салонная знаменитость. Только ей, не музейщику, а частному лицу, может оказаться по силам — с ее связями и энергией — организовать арт-событие такого размаха (впрочем, в организаторах выставки значатся наряду с «Айдан галереей» и Государсгвенный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Фонд культуры «Екатерина» принадлежащий чете меценатов Семенихиных).

Но дело не только в персоне Айдан. Для Салахова, как ни странно, не бывает «чужой» публики. Он и в своей административной деятельности на высоких постах первого секретаря правления СХ СССР, депутата Верховного Совета, члена Академии художеств и затем ее вицепрезидента (всех должностей Таира Тимуровича за его долгую жизнь и не перечислишь), и в деятельности творческой всегда умудрялся оставаться «над схваткой».  Функционер, Герой соцтруда, любимец вождей — и при этом покровитель молодых художников из советского андерграунда, друг западных «модернистов» вроде Роберта Раушенберга или Фрэнсиса Бэкона, один из создателей знакового и новаторского для нашего искусства 1960-х «сурового стиля». Трудно поверить, но Салахову-автору даже иногда доставалось от властей за излишний «формализм» — и заслуженно, надо сказать, поскольку его искусство вываливалось из канонов казенной эстетики.

salahov11С вахты.   Фрагмент.   1957 год.

Вот к примеру, открывающая нынешнюю выставку картина «С вахты» написанная в 1957 году в качестве диплома в Суриковском институте. Самый затасканный сюжет: рабочие возвращаются домой. Но есть что-то бунтарское в этих малодых людях, идущих по мосткам над морем наперекор ветру и волнам в окружении свободно парящих чаек. Тут ощущается даже какой-то импрессионизм в изображении воды и неба. А если еще знать, что рисовал эту вещь Салахов из хулиганства, поспорив с другом-однокурсником, что сможет выстроить работу на одних оттенках серого, становится понятно, что закончил Суриковку он не без труда.

Или бесспорный хит выставки, полотно размером шесть на два метра под названием «Тебе, человечество!» очень нетипичное для художника, уверяющего, что он «никогда не рисовал ничего, чего не видел бы собственными глазами? Конечно, обнаженную пару, парящую в космосе со светящимися сферами в руках, Салахов тоже увидел, но только во сне. И выставил картину в Баку 12 апреля 1961 года — в день полета Гагарина. А в 1962-м ему пришлось самому, во избежание скандала, снимать ее перед открытием отчетной выставки Союза художников СССР в московском Манеже — в Минкульт пришел донос с теми самыми обвинениями автора в формализме. С тех пор это скандальное произведение хранится в Азербайджанском музее искусств, откуда и приехало на выставку в столицу, предварительно повисев месяц в качестве лакомой затравки всего проекта в «Айдан галерее». И там, в стенах оплота современного искусства оно смотрелось не столь уж чужеродно.

salahov7Нефтяник.    1959 год.

В ранних работах Салахова вообще много обязательного для «продвинутого» художника фрондерства. Вызывающий красный мундштук во рту героя картоны «Нефтяник» (1959). Или, наоборот, нечто пронзительное белое, что сжимает в руках центральный персонаж «Ремонтников» (1960) — не то смятую пачку сигарет, не то вообще цветок, как теперь объясняет свой замысел автор. Кстати говоря, сам сюжет полотна очень драматичен, ведь плывут ремонтники по темному морю на аварию, и финал истории остается открытым. Как неизвестно, дождутся ли мужей трагически замершие на берегу, похожие на скорбные статуи «Жещины Апшерона» (1967).

salahov4Портрет композитора Кара Караева.   1960 год.

Салахов вообще без снисхождения относится к своим героям. Например, заставил специально надеть белый свитер композитора Кара Караева, позировавшего ему для знаменитого портрета 1960 года. А уже смертельного больного Дмитрия Шостаковича усадил на неудобный маленький пуфик, чтобы тот нервно вцепился в его края (картина 1974 -1976 годов). Это ли не своего рода перформанс?

Да со временем и тематика и эстетика художника мягчают. Пейзажи, натюрморты, портреты, виды, сделанные во время бесчисленных заграничных вояжей, занимают Салахова куда больше сурового быта нефтяников. Но даже безудержно дерзкие, навязчиво яркие, условные краски, к которым он теперь переходит, таят в себе какую-то агрессию, имеют целью прямое воздействие не только на оптику, но и на эмоции зрителей. Тут больше от монументализма бунтарей-марксистов Сикейроса и Риверы, чем от пестроты восточного ковра Салахов остается верен своей артистической лотке нонконформиста несмотря на все регалии, награды и чины.

Так что не дочь Салахова отмечает выставкой в «Екатерине» юбилей отца, а актуальная художница и галеристка выбирает наиболее близкие ей вещи из наследия нестареющего ветерана чьи руки еще крепко держат и кисть, и знамя революционного искусства.

Александр ПАНОВ

Тематическая картина. пейзаж, натюрморт, портрет. театральная декорация — таков широкий диапазон творчества Таира Теймуровича Салахова.

Его плодотворная работа в различных жанрах — яркий пример стремительного взлета азербайджанской национальной культуры и одновременно — интернациональной широты и зрелости советского искусства. Он принадлежит к тому поколению советских художников, которые обращались к исконно национальным традициям, претворяя их в живые современные формы и образы.

На полотнах Салахова запечатлен и сегодняшний день Азербайджана, и его прошлое — нефтяные вышки на Каспии, пески и скалы выжженного солнцем Апшерона, улицы азербайджанских селений, архитектурные ансамбли Баку.

Поиску новаторского художественного решения темы героического труда Салахов воплотил в таких полотнах, как «Ремонтники», «Нефтяник», «У Каспия» и других.

salahov5Утро на Каспии.

salahov8Утренний эшелон.

Характерные приемы художественного обобщения — крупные планы. большие цветовые плоскости, условность колорита, геометрически четкие объемы — свидетельствуют о стремлении к монументальности индивидуального стиля.

Тему неповторимой индивидуальности человека, живущего интенсивной творческой жизнью, художник реализует в портрете. Огромной внутренней энергией проникнут созданный им образ выдающегося азербайджанского композитора, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР Кара Караева. В композиции, живописно-ритмическом построении произведения использованы приемы контраста, усиливающие экспрессию образа.

Альбом характеризует работу мастера в самых разных жанрах. В нем репродуцированы также акварели и рисунки, сделанные по впечатлениям многочисленных зарубежных поездок. Однако его творческие интересы возвращают его к родному Азербайджану: селения Апшерона. Нефтяные Камни, Баку…

Стремление раскрыть духовную жизнь человека характеризует «Портрет композитора Дмитрия Шостаковича» (1974-1976). художник не прибегает к внешним приёмам монументализации, свойственным более ранним его произведенияям. Весомость и значительность личности композитора возникает из глубокого постижения его внутренней сущности.

В творчестве Таира Салахова выражены многие существенные свойства и закономерности развития советского искусства послевоенного времени. Он развивает в своих полотнах принципы монументального обобщения, выразив в суровых мужественных образах пафос труда и высокое напряжение творческих сил человека. Утверждение цельности, масштабности, активной деятельности личности — вот те качества искусства Салахова, которые определили его вклад в развитие советской живописи.

ПЕРВАЯ Всесоюзная выставка рисунка, на которой были представлены станковые работы, выполненные советскими мастерами изобразительного искусства на протяжении десятилетия, состоялась в 1977 году. Показанные на выставке произведения составили основной ‘материал альбома «Советский станковый рисунок. Первая Всесоюзная выставка», подготовленного московскими искусствоведами Анной Агамировой и Руфиной Глуховской и выпущенного издательством «Советский художник». Включенные в альбом рисунки таких крупных мастеров прошлого, как Д. Митрохин, В. Фаворский, наших высокоталантливых современников — Н. Пономарева, Т. Салахова,

 salahov21Крыши старого Баку.

Д. Шмаринова, Э. Окаса, Т. Яблонской, В. Горяева, О. Верейского, В. Сойфертиса, В. Минаева, В. Курдова, В. Алфеевского, И. Голицына и многих других охватывают широкий круг тем и отличаются большим жанровым своеобразием.

salahov9На Апшероне.

«Рисовать — значит думать с карандашом», — подчеркивают авторы альбома Собранные на его страницах рисунки советских мастеров отразили самые разные стороны жизни общества и духовные устремления советского народа. Основной изобразительный ряд книги — это рисунки с натуры. Главное в них — образное осмысление окружающего мира, гармонии взаимоотношений человека и природы. Интерес художников к характерам современников, проявлениям человеческих чувств находит выражение в портрете. А в целом разные по манере исполнения и избранной технике графические листы сливаются в зримый образ мира, каким предстает он перед нами сегодня.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта