Макаров Кузьма

Макаров Кузьма Александрович (1790-1862) — русский художник, педагог.

 

Портрет Кузьмы Александровича Макарова.

Фото  Якова Кузьмича Макарова (сына художника).

Начало 60-х годов 19 века.

 

 

 

 

В семье крепостного пензенского помещика Горихвостова прошли детские и юношеские годы замечательного художника-педагога Макарова. С неутомимой деятельностью Кузьмы Александровича связано зарождение живописной школы в Пензенском крае.

Что касается жизненной судьбы художника, то она оказалась типичной для многих талантливых людей его круга: титанический труд и упорное стремление к намеченной цели в конце концов давали положительные результаты. До столичных учебных заведений далеко, а в Саранске, где он жил не было художественной школы. Пришлось ехать в соседний город Арзамас, где работала школа живописи академика Александра Васильевича Ступина.
О способностях начинающего мастера можно судить по картине «Вид Арзамаса» и портрету, написанному маслом. За эти работы он удостаивается от Академии художеств серебряной медали первого достоинства.
Макаров показал себя прекрасным рисовальщиком, но главной его заслугой не менее важной, чем честь художественная, стала педагогическая деятельность. Пробыв в школе Ступина 12 лет, он подаёт прошение в Академию художеств на предмет присвоения звания учителя по рисовальной части. И, получив аттестат с правом преподавания во всех учебных заведениях, возвращается в свой родной Саранск. Здесь Кузьма Александрович открывает школу рисования и живописи.
Нелегко приходилось в первые дни. Однако в Академии художеств, узнав о стараниях художника-подвижника, поддержали его начинания, снабдив учителя необходимым подсобным материалом.
Ежегодно Макаров отчитывался перед Академией, высылая туда работы питомцев. Педагогическая деятельность в эти годы не заслонила творческих порывов. Добрый отзыв со стороны Академии получила его картина «Крестьянская девушка, занимающаяся своим костюмом», портрет арзамасского учителя А.В.Ступина и многие другие.
В 1815 году сгорел дом Макаровых и расположившаяся в нём школа. В этом же году К.А.Макаров переезжает в Пензу, где открывает новую живописную школу в двухэтажжном доме по улице Рождественской (ныне ул.М.Горького). Школа выпускала живописцев вплоть до кончины педагога. Наиболее талантливым учеником школы оказался его сын — Иван Макаров (1822-1897), живописные полотна которого получили известность по всей стране.
К.А.Макаров внёс большой вклад в развитие пензенской живописи. Художественная школа Макарова во многом предвосхитила создание художественного училища в Пензе.
Кузьма Александрович Макаров умер в 1862 году.

 

О творческом гнезде Макаровых, затерявшемся в калейдоскопе пензенских культурных событий, теперь известно достаточно полно, благодаря специальным исследованиям историков и искусствоведов. Первым к изучению и обобщению материалов о Макаровых обратился доктор искусствоведения П. Е. Корнилов (1896-1981) — большой и авторитетный специалист в области истории провинциальной культуры. Итогом многолетних поисков и исследований П. Е. Корнилова была книга «Арзамасская школа живописи» (Л.М, 1947), в которой специальная глава посвящена трем поколениям Макаровых, посвятивших себя полностью живописи. П. Е. Корнилову посчастливилось отыскать несколько макаровских работ и опубликовать их репродукции в своей книге (ставшей сегодня уникальной из-за малого тиража).

Используя публикации своих предшественников и вновь выявленные документальные материалы, профессор Мордовского государственного университета И. Д. Воронин (1905-1983) в своей книге «Саранск» (1961) поместил научно-популярный очерк «Живописная школа». В нем автор рассматривает, главным образом, саранский период жизни Макаровых.

Малоисследованным оставался пензенский период жизни и деятельности Макаровых — династии замечательных подвижников художественной провинциальной культуры. До 1966 г. никто из местных краеведов к этой теме не обращался, в литературе и периодической печати мы не находим даже упоминаний о Пензенской живописной школе.

В 1966 г. случай свел меня с заведующей рукописным отделом Государственного Русского Музея Ю. Н. Подкопаевой, которая готовила к печати хранящуюся в отделе рукопись JI. М. Жемчужникова «Мои воспоминания из прошлого». Узнав, что я из Пензы, она попросила меня помочь в комментировании пензенской части воспоминаний.

Имя JI. М. Жемчужникова вызывает у нас в памяти сатирические стихи Козьмы Пруткова, рожденные коллективным талантом А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых. Один из них, Александр Михайлович (1826-1896) в 1866-1870 гг. служил в Пензе старшим ревизором по акцизному управлению, а потом — вице-губернатором. Его брат Лев Михайлович (1828-1912) получил известность своими графическими и живописными работами и тягой к коллекционированию. С 1862 г. JI. М. Жем-чужников жил в с. Аршуковке Чембарского уезда, принадлежавшем когда-то отцу Михаилу Николаевичу Жемчужникову (1788-1865). Местное дворянство избирало его своим предводителем, а в 1866 г. он стал председательствовать в уездном земстве. Шестую, последнюю, часть своих воспоминаний Лев Михайлович посвятил годам, проведенным на пензенской земле, в частности, забытым художникам Макаровым.

Интерес к искусству привел Л. М. Жемчужникова в пензенскую школу живописи К. А. Макарова. Скромный талант художника, реализуемый преимущественно в иконописи и редких портретных заказах, не вызвал у мемуариста особого восторга, но он был покорен редким подвижничеством Кузьмы Александровича на ниве художественного образования. Л. М. Жемчужников итого расспрашивал К. А Макарова о его жизни, тщательно записывая сообщаемые сведения. Тем самым он сберег для будущих поколений такие сюжеты семейной истории Макаровых, которые не нашли отражения в архивных материалах.

Соединив сообщенные Л. М. Жемчужниковым уникальные сведения с извлеченными из документов Государственного архива Пензенской области фактами, автор публикацией своей статьи «Пензенская школа живописцев» в газете «Молодой ленинец» за 16 сентября 1966 г. открыл новую, ранее неизвестную страницу истории пензенской культуры. Одновременно поисками материалов о династии Макаровых занимался профессор И. Д. Воронин. В 1972 г. в Мордовском книжном издательстве вышла его книга «Саранская школа живописи», а год спустя в сборнике «Краеведение Мордовии» появилась статья автора «Династия ху-дожников Макаровых» (Саранск, 1973, с. 214-219). Кандидат филологических наук О. М. Савин в своей книге «_ Пишу тебе в
Пензу»(пензенская хроника к А.С.Пушкину)

Приволжским книжным издательством в 1983 г., в главе «Макаров, автор этого сюрприза» приводит любопытные сведения о хранящихся в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого семейных портретах Араповых, написанных талантливой кистью академика И. К. Макарова. Из этой же, богато насыщенной фактической информацией главы мы узнаем об интересе Н. Н. Пушкиной к И. К. Макарову как к одаренному портретисту.

Родоначальником большой творческой семьи, представители которой оставили различной яркости и привлекательности след в истории отечественной культуры, был Кузьма Александрович Макаров (1790-1862). Его творческая деятельность проходила в крепостническое время, когда самобытные таланты, не замеченные и не поддержанные умным помещиком, бесследно погибали. Талант К. А. Макарова не был загублен жестоким временем, но возможность сохранить и поддержать его была нелегкой. Отец художника, Александр Давыдович Макаров (?-1802), был старостой богатого помещика с. Кучки Пензенской губернии Петра Абросимовича Горихвостова (1737-п. 1802), служившего в армейской межевой конторе по составлению карт. Выйдя в отставку, он перешел на гражданскую службу в Пензенскую уголовную палату, затем занимал должность вице-губернатора в Вятке. В 1807 г. П. А. Горихвостов жил в Пензе, имея чин статского советника и звание кавалера. Его наследником был гвардии прапорщик Петр Петрович (1772-1822), пребывавший в 1786-1796 гг. в гвардии, а с 1796 г. обосновавшийся в Пензе. Л. М. Жемчужников глухо упоминает, что Горихвостовы закрепостили Макаровых «без всякого на то права». Макаровы переходили из поколения в поколение, от одного владельца к другому в семье Горихвостовых. Стал умирать последний владелец, покаялся в грехах, и из
боязни, что несдобровать ему на том свете, отпустил на волю К. А. Макарова с его братом Петром.

Кузьма Александрович рос, чувствуя тягу к прекрасному, делал робкие шаги мелом и углем в изображении виденного и чувственного. Интерес мальчика к живописи заметил помещик и отдал Кузьму в ученики В. А. Смирнову.

Василий Александрович Смирнов, также крепостной Горихвостова, обладал незаурядными художественными способностями, получившими развитие в Академии Художеств. Здесь он учился у профессора исторической и портретной живописи Гавриила Игнатьевича Козлова. Однако перед самым окончанием Академии Художеств Горихвостов отвез его в Кучки. Мечта вместе с академическим свидетельством получить вольную померкла в одночасье. К сожалению, у Смирнова не нашлось высокого покровителя, как, например, у Т. Г. Шевченко или нашего земляка К. А Горбунова, который бы вызволил его из крепостной зависимости. Вернувшиеь в Кучки, Василий Александрович увидел, что возможности для творческой работы ограничены весьма примитивными заказами помещика. В. А. Смирнов спился и умер. Между тем Кузьма Александрович писал декорации для домашнего театра Горихвостовых.

В 1816 г. К. А Макаров перебрался в Арзамас, где поступил в организованную в 1802 г. А. В. Ступиным первую в России провинциальную частную художественную школу. Покупке дома для размещения школы в этом торговом городе Нижегородской губернии благоприятствовал выгодный заказ помещика с. Базарная Кеньша Городищенского уезда Пензенской губернии Якобсона, заплатившего А. В. Ступину 350 рублей.

Кузьма Александрович оказался наиболее перспективным учеником Арзамасской художественной школы: именно ему согласился позировать сам Ачександр Васильевич Ступин (портрет находится в собраниях Нижегородского художественного музея), а в 1825 г. Академия Художеств присудила Макарову серебряную медаль первого достоинства. Таким образом, первые успехи К. А Макарова получили достойное признание.

В 1828-1837 гг. К. А Макаров состоял преподавателем в Саранском уездном училище. В 1828 г. он создал в этом крупном уездном городе Пензенской губернии школу живописи, в которой на первых порах обучалось до 10 человек. Значение и полезность своей школы Кузьма Александрович выразил в рапорте в Академию Художеств: «По примеру знаменитого моего учителя я в Саранске учредил небольшую школу живописи. Не один, а многие из мальчиков, ко мне отданных, вынесли из мастерстерской моей ежели не полное искусство, то по крайней мере любовь к нему, жажду знания и тот дух трудолюбия и истины, которые, ежели смею так выразиться, есть удел художника». В Саранской школе живописи господствовал строгий академический стиль, унаследованный и установленный воспитанным в этом духе К. А. Макаровым.

Художественная школа К. А. Макарова была одной из двух в Пензенской губернии (вторая находилась в Н. Ломове). Она не получала государственной финансовой поддержки. Средства на ее содержание художник получал от иконописных работ в приходских храмах. 9 июня 1852 г. во время опустошительного пожара школа сгорела. Погибло богатое собрание картин и скульптурных слепков — дар Академии Художеств. Самого К. А. Макарова приютила знакомая семья Н. М. Глебова. Питомцы школы разных выпусков оказали своему учителю посильную денежную помощь. Трагический конец Саранской школы не поколебал горячего желания Кузьмы Александровича возобновить её работу, однако эта попытка потерпела неудачу.

В 1854 г. в жизни Макарова открылась новая страница: испытав признание Академией Художеств своего благородного и бескорыстного начинания, Кузьма Александрович перевёл свою школу в Пензу, где существовала более благоприятная культурная среда.

Пенза вошла в биографию художника еще раньше: в 1849 г. он вместе со старшим сыном Иваном Кузьмичем и пятнадцатью учениками Саранской школы расписывал Кафедральный собор. Л. М. Жемчужников зафиксировал в своих воспоминаниях следующие подробности: «Работа была тяжелой, мороз в зиму 1849/50 года доходил до 30 градусов, а в соборе, при усиленной топке, не было менее 17 градусов. Кроме того, нельзя было видеть общего и разглядеть фигуры; освещение было с двух сторон, так что тень от пишущего художника падала на его работу, застилая ее. Однако, несмотря на это, работа была кончена 23 февраля 1850 года, то есть почти в 6 месяцев». Интенсивный труд отца и сына с учениками по расписыванию главного храма епархии закрепил за ними славу мастеров религиозной живописи и был оценен в 300 рублей.

В Пензе Кузьма Александрович в конце 1852 г., используя и денежную помощь пензенского помещика Григория Ачександровича Потулова, купил у П. М. и Т. М. Плехановых деревянный дом с мезонином, стоявший на углу Казанской и Рождественской улиц. И. Д. Воронин записал в 1970 году воспоминания жившего в Саранске правнука Кузьмы Александровича — Ивана Кузьмича Макарова о том, что прадед «перестроил дом в соответствии с запросами школы, чтобы оборудовать залы для занятий». Для наглядности в преподавании рисунка «приобретены для вновь учрежденной школы гипсовые статуи, головы, медальоны, звери, различные эстампы».

И. Д. Воронин опубликовал запись своей беседы с И. К. Макаровым о том, что «… школа Макаровых… в Пензе.- напоминала музей. Среди размещенных на стенах картин были копии, привезенные из Петербурга, и ученические работы… По углам и в простенках между окон возвышались гипсовые статуи и античные головы на подставках… Вход для всех желающих был свободный». Но эта благополучно начавшаяся новая полоса в подвижнической деятельности художника, завершилась трагически и для него, и для всего города: безжалостный пожар 1859 г. уничтожил дом Макарова, а «из ста сорока художественных предметов, бывших в школе, осталось только шестьдесят».’

Новый удар судьбы не сломил, однако, Кузьму Александровича и он приступил к организации новой школы, вкладывая в это дело страсть и энергию стареющей души. Потребовались годы хлопотных, подчас унизительных визитов, обманутых надежд и разочарований, подорвавших и без того ослабленное здоровье Кузьмы Александровича, но в 1862 г. он принял первых учеников. Однако К. А. Макаров чувствовал, что продолжать содержание школы он не в состоянии, и лётом 1862 г. вызвал из Петербурга Ивана Кузьмича, чтобы передать ему свое детище. В ноябре 1862 г. академик И. К. Макаров приехал в Пензу, а 25 числа того же месяца остановилось сердце Кузьмы Александровича Макарова.

В 1866 г. школу посетил Л. М. Жемчужников. Не без грусти записал он в своих мемуарах: «На глухой улице Пензы, близ церкви Рождества Христова, стоял деревянный, довольно просторный дом, наполненный гипсами, картинами и образами. В нем училось несколько молодых людей; академическая классная лампа освещала по вечерам гипсы; днем ученики копировали с картин; к их услугам были папки, наполненные эстампами числом* до 3000. Комнатные растения, так любимые покойным К. А. Макаровым, стояли по углам и окнам в порядке, плющ оплел всю стену, пустив далеко свои бесконечные плети, повис над окнами и дверьми. Школа едва существовала по недостаточности средств. Созданная с таким трудом, лишениями и любовью в течение десятков лет, она должна была разрушаться. Так мало было участия к полезному делу в обществе богатых дворян и купцов, которые проедали, пропивали, проигрывали и растрачивали деньги на свою беззаботную жизнь, не заботясь об общественных интересах. Правительство с своей стороны не нашло нужным в те времена поддержать школу живописи, основанную на частные средства».

Тюстин А.В.

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары