Макаров Иван

Иван Кузьмич Макаров (1822-1897) — русский художник.

Портрет академика живописи  И.К.Макарова.   1889 год.

Работа И.Я.Пясецкого.

Жизнь Ивана Кузмича Макарова тесно связана с Сурским краем. Он родился и вырос в городе Саранске (прежде — Пензенской губернии), где окончил рисовальную школу, основанную его отцом, Кузьмой Александровичем Макаровым, бывшим крепостным помещика Горихвостова. Переехав в Пензу, Макаров-отец организовал рисовальную школу в Пензе (1854-1864). Вскоре эта школа благодаря стараниям Макарова-сына, получившего звание академика живописи, стала пользоваться покровительством Академии художеств, сыграв важную роль в эстетическом воспитании пензяков. Школа Макарова в известной степени подготовила почву для создания в городе художественного училища.
Дарование Макарова было разносторонним. Окончив мастерскую профессора А.Т.Маркова, он весьма успешно работает в области монументальной живописи (в росписи церквей ему нередко помогали его братья, тоже художники), писал парадные и интимные портреты. Современники считали его достайным продолжателем традиций К.П.Брюлова. Многочисленные заказные макаровские портреты не назовёшь стереотипными. Достаточно сравнить «Девочек-сестёр» и портрет купчихи Карповой, чтобы убедиться в неповторимой трактовке каждого образа и в индивидуальном отношению автора к каждому человеку. Это различие проявляется не только в композиционном, но и в колорическом решении портретов.

Преемниками и своими последователями на ниве художественного образования Кузьма Александрович видел собственных детей, а их было шестеро. Славу династии составил самый старший, Иван Кузьмич Макаров (1822-1897). В 1831-1834 гг. он учился в Саранском уездном училище, по окончании которого получил аттестат: «._ Иван Макаров, с воли своего родителя по большой склонности и по общему желанию объявил охоту продолжать учение по одной рисовальной науке…». В течение шести лет (1834-1840) «рисовальную науку» он постигал под руководством своего отца в Саранской живописной школе.

Портрет Елизаветы Петровны Огарёвой.   1840 год

Портрет Николая Платоновича Огарёва с женой Марией Львовной.   1840 год.

1840-м годом датируются портреты Елизаветы Петровны Огаревой и ее сына Николая Платоновича с женой Марьей Львовной, прекрасные образцы строгой светской живописи, хранящиеся ныне в Мордовском республиканском краеведческом музее. В 1841 г. он написал в традиционном для российского искусства венецианском стиле портрет «Две молодые мордовки», свидетельствующий о большом таланте ее автора и высоком уровне школы К.А.Макарова.

Это творение попало в Академию Художеств и получило там положительную оценку, а Иван Кузьмич был удостоен звания неклассного художника. В свидетельстве, сохранившемся у внука художника Г.К.Макарова отмечено: «…Совет Императорской Академии Художеств;, .„замечая особые в Вас таланты к художеству, по исхода-тайствованию через Пензенского гражданского губернатора… положил во внимание к дарованиям и познаниям в живописи удостоить Вас званием неклассного художника… работы Ваши оставлены в Академии» (данный аттестат впервые опубликовал И. Д. Воронин).

Одновременно Иван Кузьмич создает превосходные образцы церковной живописи, написав как отдельные иконы, так и целые иконописные комплексы в ряде пензенских храмов. В биографии художника отмечается: «„Макаров написал немало икон для церквей и других религиозных картин».15 Писатель Илья Александрович Салов, родившийся в Пензе, рассказывал о том, что И. К. Макаров расписывал в ряду других и церковь в саловском поместье. «Этот-то, тогда еще очень молодой человек писал уже местные иконы, Запрестольный образ и некоторые картины на стенах».

В 1842 г. Иван Кузьмич вместе с отцом работал над оформлением домашней церкви пензенского помещика Григория Александровича Потулова, который оказался причастным к дальнейшей судьбе художника: в 1845 г. Макаров получил возможность поступить в Академию Художеств под начало профессора Алексея Тарасовича Маркова. Юношеская приверженность Ивана Кузьмича к художественному отображению человеческого лица (в иконе и светской живописи) сыграла решающую роль в его становлении как портретиста. Правомерность этого выбора получила поощрение в 1842 и в 1846 гг. Академии Художеств, наградившей его серебряными медалями.

В 1853 году в жизни художника произошло знаменательное событие, позволившее ему близко познакомиться с культурными памятниками мировой цивилизации: он отправляется в захватывающий круиз по Берлину, Дрездену, Венеции, Болонье, Риму. Завершилась эта поездка поистине чудом: в 1855 г. он получил звание академика живописи. Но блестящий светский художник постепенно меняет манеру письма, причем не в лучшую сторону: в поздних работах академика лет «той лиричности, глубины и непосредственности, что мы отбацаем на его ранней работе… Ему не станут близки заветы его отца, преемственно связанного с родной творческой колыбелью…».

Девочки-сёстры.   1878 год.

Портрет Елизаветы Николаевны и  Марии  Николаевны Араповых.

Портрет П.В.Карповой.

Портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской.    1849 год.

Мария Александровна Пушкина, в замужестве Гартунг (1832—1919). Первая половина 1850-х годов Холст, масло. 59×47

Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва

Старшая дочь Пушкина. Вскоре после ее рождения поэт писал В. Ф. Вяземской: «…жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы. Я в отчаянии, несмотря на все свое самомнение». Маша Пушкина получила хорошее домашнее воспитание. Она удивляла окружающих не столько красотой в общепринятом значении этого слова, сколько своеобразным изяществом, оригинальным сочетанием черт отца и матери. В декабре 1852 года Мария Александровна становится фрейлиной, в 1860 году выходит замуж за генерала-конногвардейца Л. Н. Гартунга, покончившего с собой из-за ложного обвинения в хищении полковых денег. После смерти мужа жила в основном в Москве, хотя подолгу гостила у брата Александра и сводных сестер Ланских-Араповых. Помогала воспитывать племянников — детей А. А. Пушкина и Н. А. Дубельт (урожд. Пушкиной). Преклонялась перед памятью своего отца, участвовала в организации пушкинских библиотек, концертов, вечеров.

М. А. Пушкина-Гартунг была знакома с Л. Н. Толстым, который отметил в ее внешности общие черты с Пушкиным, особенно удивительные «арабские завитки на затылке». Она послужила ему, по утверждению родственницы Толстого, «типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью».

Портрет работы Макарова был передан Государственному музею Л. Н. Толстого в 1933 году москвичкой Е. С. Макаренко, хорошей знакомой старшей дочери Пушкина.

Наталья Александровна Дубельт, урожд. Пушкина (1836— 1913). Конец 1850-х годов

Младшая дочь А. С. Пушкина. О ее рождении поэт сообщал П. В. Нащокину в письме от 27 мая 1836 года. По своему характеру и отчасти внешности Наталья Александровна очень походила на Пушкина. По мнению одного из современников (И. С. Тургенева), это яркая и оригинальная натура, личность незаурядная и по-своему талантливая, чувствовалось, что она — дочь великого Пушкина. В 1853 году (не достигнув семнадцати лет) вышла замуж за подполковника М. Л. Дубельта. В 1868 году после расторжения крайне неудачного первого брака Наталья Александровна вторично-выходит замуж за принца Николая Насаусского, брак был морганатическим (неравнородным) и при венчании она получила титул графини Меренберг. От обоих браков имела шестеро детей.

Н. А. Меренберг при помощи И. С. Тургенева опубликовала в журнале «Вестник Европы» (№1 и 3 за 1878 год) письма своего отца к матери. Этот поступок дочери Пушкина оценивался всеми как чрезвычайно смелый.

Умерла Н. А. Пушкина-Меренберг в Каннах в доме своей дочери графини С. Н. Торби.

На представленном портрете художник точно уловил свойственное чертам Натальи Александровны выражение скрытого пламени, отраженного в глазах, слегка раздутых ноздрях и изогнутой линии рта. Портрет принадлежал ее сыну Л. М. Дубельту. Позже он находился у известного парижского собирателя А. Ф. Онегина и после его смерти был передан в 1928 году в Пушкинский дом (Институт русской литературы), откуда поступил во Всесоюзный музей А. С.

Яркой полосой в творческой биографии И. К. Макарова является пензенский цикл парадных портретов, созданных им в разные годы и выдержанных в строгом академическом стиле. В фондах Пензенской картинной галереи им. К. А Савицкого хранится 11 работ художника, в том числе и некоторые полотна портретной серии. 8 В 1886 г. он написал два больших портрета супружеской четы Прасковьи Васильевны (1827-1896) и Андрея Федоровича (1826-1894) Карповых — именитых пензенских купцов и лесопромышленников, вышедших на орбиту всероссийской коммерции. В погрудной постановке моделей увековечены черты могущественных представителей пензенского торгово-промышленного мира, выражены их внутренний мир и сущность.’ Несомненной творческой удачей И. К. Макарова являются портреты Араповых. На одном из них художник изобразил Марию Николаевну (1878-1947) и Елизавету Николаевну (1.873-1953) Араповых, когда они находились в детском возрасте.

На другом изображены в белых парадных платьях юные сестры Ольга Андреевна (1840-1882) и Варвара Андреевна (1843-1903) — дочери пензенского помещика Андрея Николаевича Арапова (1807-1874).

Портрет  Ольги и Варвары Араповых.

В Пензе сложилась и личная жизнь Ивана Кузьмича: в 1863 г. он вступил в брак с Ольгой Николаевной Мясоедовой (1843-?), дочерью надворного советника Николая Александровича Мясоедова (1809-?), бывшего унтер-офицера Конно-Егерского полка, а с 1846 г. — чиновника канцелярии пензенского губернатора.21 Среди поручителей при бракосочетании были выдающийся пензенский театральный деятель Иван Николаевич Горсткин (1800-1876); бывший кавалергард, мировой посредник Пензенского уезда Леонид Николаевич Ховрин (1825-1865) и брат невесты Николай Николаевич Мясоедов (1839-1908) — впоследствии крупный русский юрист и судебный деятель, сенатор, член Пензенского отделения Русского музыкального общества.

Портрет Е.Л.Ховриной

Академик И. К. Макаров непродолжительное время руководил Пензенской школой живописи. После возвращения в Петербург он передал ее своим братьям и сестрам, талант которых не получил большого выхода, а, следовательно, и признания. Николай Кузьмич (1831-1918) учился в Саранской живописной школе и Академии Художеств (вольноопределяющимся), в 1858 г. удостоен звания неклассного художника исторической и портретной живописи. В 1862 г. возглавил отцовское дело. Пензенскую школу, лишенную всяких средств и прежнего квалифицированного руководства, Николай Кузьмич при своем скромном таланте долго не мог держать. Поэтому в конце 70-х гг. он вьигужден был закрыть ее. К концу жизни Н. К. Макаров оказался в настолько стесненных материальных условиях, что вынужден был продавать рисунки своего старшего брата, о чем свидетельствует его переписка с коллекционерами.22

Яков Кузьмич (1837-1901) в 1851-1857 гт. учился в Саранской живописной школе, в 1859-1863 гг. состоял вольноопределяющимся Академии Художеств. В Пензу вернулся с аттестатом свободного художника исторической и портретной живописи.  Твердо следуя в искусстве отцовским наставлениям и общему академическому духу, оба сына, к сожалению, в силу определенных жизненных обстоятельств и общественных перемен оказались внутренне отдаленными от родительского подвижничества. На базе школы удалось открыть мастерскую: «Живопись и фотография братьев Макаровых».

Единомышленниками и помощниками Н. К. и Я. К. Макаровых по фотомастерской были их сестры Елизавета Кузьминична (1828-1916), Серафима Кузьминична (1834-1919) и Екатерина Кузьминична (1840-1923). Все они получили скромное художественное образование, недостаточное для подлинно творческой работы, поэтому занимались преимущественно копированием картин.

История Пензенской живописной школы К. А Макарова не написана, не составлен словарь её учеников, а работы последних не разысканы. Деятельность творцов провинциалыюй культуры ждет своего исследователя.

Тюстин А.В. краевед.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары