Знаменский Михаил
Знаменский Михаил Степанович (1833-1892) -русский писатель, художник, карикатурист, краевед. Имел диплом учителя рисования от Императорской Академии художеств. Близкий друг Петра Ершова, декабристов.
Его отец — Стефан Яковлевич Знаменский канонизирован Русской провославной церковью как Святой правоверный Стефан Омский.
П.Ершов в в 1860-е годы. (Фрагмент рисунка)
Рождение «Конька-Горбунка» похоже на чудо.
Из Сибири приезжает а столицу юноша, поступает учиться в университет, не выделяется особыми талантами, скромен… И вот неожиданно для всех он передает П. А. Плетневу, тонкому ценителю поэзии, другу Пушкина, тетради со стихотворной сказкой.
Творение девятнадцатилетнего сибиряка оказалось настольно поразительным, что профессор Плетнев вместо лекции прочитал с университетской кафедры сказку юного студента.
Сказка привела в восхищение Пушкина, который, по свидетельству современника, напутствовал Ершова словами: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
Через два года после появления «Конька-Горбунка» Ершов уезжает в Сибирь. Он сначала преподает латынь, потом русскую словесность и литературу, становится инспектором, а затем и директором гимназии. Имя его все реже появляется а журналах, о нем постепенно забывают. Между тем новые материалы, найденные за последние годы, рассказывают много интересного о жизни поэта в Тобольске.
В Тобольском архиве сохранились два дела, из которых вырисовывается облик прогрессивного учителя П. П. Ершова, опередившего в педагогической теории и практике свое время. В Тобольском музее обнаружен ряд материалов, касающихся окружения поэта, его связей с декабристами, со ссыльными поляками. И, наконец, недавно в научном архиве Д. И. Менделеева при Ленинградском государственном университете найдено несколько десятков писем автора «Конька-Горбунка» и его близких.
Письма захватывают период с сентября 1839 года по август 1863 года и содержат много ценных подробностей, характеризующих быт Ершова, его служебные дела, тобольские связи и некоторые творческие планы. Содержится в письмах и упоминание о декабристах, в частности о М. Фонвизине, в доме которого часто бывал Ершов.
Особенно интересны письма, адресованные Д. И. Менделееву и его жене, падчерице Ершова Ф. Н. Лещевой.
Ершов с детства хорошо знал семью Менделеевых, а когда он стал преподавать в Тобольской гимназии, у него учился Дмитрий Менделеев. Связь Ершова с Д. И. Менделеевым не прерывалась до последних дней поэта.
После выхода в отставку в марте 1862 года Ершов живет «с немалым семейством одними долгами да надеждами», как узнаем мы из писем. Не платит гонорара и издатель Крашенинников, выпустивший «Конька-Горбунка». Ершов крайне нуждается. В одном из писем к Ф. Н. Менделеевой он признается, что ему трудно писать: «Холодная квартира, не знаю, как согреть руки, а о писании и думать нечего». Д. И. Менделеев помогает ему получить пенсию, участвует а переговорах с издателями, заботится о высылке Ершову гонорара. В переписке сохранились записки издателей, из которых видно, что Ершов выдал Менделееву доверительное письмо на ведение дел по изданию «Конька-Горбунка».
Когда П. П. Ершов умер, в конторке у него нашли медный пятак. Он прожил жизнь, терпя лишения, но народу своему оставил неувядаемое сокровище —«Конька-Горбунка».
/p