Мазерель Франс
Франс Мазерель (1889-1972) — бельгийский художник, мастер графических «романов».
Искусство XX в. нельзя представить без творчества прогрессивного бельгийского художника Франса Мазереля, произведения которого неразрывно связаны с самыми острыми проблемами. Весь свой талант, все свое мастерство, все свои чувства и мысли направляет художник на разоблачение ужасов и безумия войны.
Иллюстрация к «Балладе Редингской тюрьмы». 1923 год.
(С 33 — тюремный номер Уайльда и один из его псевдонимов.)
В начале своего творческого пути Мазерель сотрудничает в газетах и журналах, где помещаются его антивоенные и антиимпериалистические рисунки. Вслед за рисунками появляются его первые ксилографии. В 1918 г. издается первая серия гравюр на дереве «Страдания человека», или «Двадцать пять образов страстей человека», посвященная судьбе пролетария в капиталистической стране.
Графические серии Мазереля представляют собой иногда рассказ, иногда роман, где словом выражено лишь название, а повествование ведется пластическими образами. Характер изображения каждой черно-белой гравюры: лаконичность и ясность формы, сочетающаяся иногда с резкостью и угловатостью рисунка.
Кислых Г.
«Если бы на земле погибли все книги, памятники, фотографии и документы и уцелели лишь гравюры, которые вырезал Мазерель за десять лет, то по ним одним можно было бы восстановить весь облик современного мира»,- так писал в 1923 году Стефан Цвейг о своём друге. И действительно, трудно найти художника, который рассказал бы о своём времени так полно и многогранно.
Эмоциональным толчком, разбудившим дремлющие творческие силы молодого художника явильсь сильнейшее нравственное потрясение, испытанное им в начале первой мировой войны, когда германские войска оккупировали Бельгию.
Зелёные ставни и жёлтые занавески. 1944 год.
Оказавшись в Швейцарии, Мазерель с жаром берётся за работу. Он сотрудничает как художник в газетах и журналах, и первые же его антивоенные рисунки раскрывают его блестящий публицистический дар. В лучших работах гнев Мазереля направлен на вдожновителей войны.
Рисунки для газзеты «La Fauilte».
Одна за другой появляются его серии 1916-1917 годов — «Война», «Мёртвые встают» и т. д. Мазерель их издавал в виде книжек, содержащих от 5 до 100 гравыюр. Авторами предисловий к ним были известнейшие писатели Томас Манн, Стефан Цвейг и др. Пытаясь найти выход обуревающим его идеям, он обращается к созданию многолистовых графических серий, названных исследователями его творчества «романами в гравюрах»: «Страдание человека», «Мой часослов», «Солнце» и др.
Новая мировая война ошеломила художника. Жизнь в оккупированной фашистами Франции, полная тягот и унижений, муки и гибель людей звалик протесту, к действиям. Мазерель создаёт серию рисунков — «Апокалипсис», «Судьба», и др.
И в послевоенное время он продолжал активно работать.
Творчество Мазереля-борца, коммуниста- яркий пример служения художника делу прогресса.