Мадуров Фёдор

Мадуров Фёдор Иванович (1940) — заслуженный художник Чувашии.

Горький — Чебоксары — Ульяновск на территории Шемуршинского механизированного лесхоза решили создать место отдыха для шоферов дальних рейсов. В лесу недалеко от села расчистили имевшуюся поляну так, что она приобрела форму прилегающего к шоссе вытянутого прямоугольника площадью около 5 гектаров. Для выполнения необходимых художественных работ пригласили чебоксарского скульптора Ф.Мадурова.

Он спроектировал и построил здесь в 1974—1981 годах деревянный теремок-чайную затейливой архитектуры с коваными узорными решетками, красивый колодезный сруб с чистейшей родниковой водой и создал 17 деревянных 4-метровых скульптур, изображающих 12 месяцев по народному календарю. Первоначально это место называлось «Саркиль», что можно перевести как «Светлый дом», причем «дом» не в смысле строения, а скорее в смысле «очага», «обжитого места, где есть огонь».

Вот первая фигура — «корлач» — январь: женщина, прародительница рода, держащая в одной руке ребенка, а на ладони другой — зерно познания. Она в национальном головном уборе. Родился первый месяц года, и он еще дитя, не знающее сути вещей. Придет время, он возьмет зерно в свои руки и поймет прошлое своего народа, поймет, какой дорогой надо идти к будущему.

Февраль — «нарос» — это две фигуры: старого мудреца, символизирующего природу, и юноши. В высоко поднятой руке юноша держит колесо — символ движения — февраль торопится к весне. А на голове у мудреца сидит птица. По космогоническим представлениям древних, «верхний мир», то есть космос, символизировался кругом или птицей. Стало быть, природа (старик), птица и круг (космос) — символы движения и единения Земли и Вселенной, пришедшего с началом космической эры.

Весна у чувашей, как и у многих народов, ассоциировалась с образом девушки. Она несет над головой шар — символ солнца, красоты и совершенства. Своей мягкой красотой март — «пуш» — словно пробуждает природу от зимнего сна.

Но есть изображения месяцев, связанные с воспроизведением народных обычаев. Например, в мае земля должна была отдыхать после весеннего сева, когда ее пахали и «ранили» лемехами плугов. И существует особый медленный и плавный танец без прыжков, притоптываний и чечеток, когда хороводы словно плывут по земле, кажется, почти не касаясь ее. Таков и «сю» — май — Мадурова.

Мягко светится желтовато-серое, пропитанное воском сосновое дерево. Фигуры с их сдержанными жестами, мягкими контурами, округлыми формами словно повторяют движение волокон растущего дерева и излучают природное тепло жизни. Художник органично вводит старые представления о живой природе в современность, а из сегодняшнего дня протягивает нити связи с древней культурой.

Вот молодая учительница, держащая книгу. Это — «явен» — сентябрь, месяц начала школьного года, месяц начала нового познания. А в ноябре — праздник Великой Революции, и его символизируют две фигуры: девушки, поднявшей к небу пятиконечную звезду, и юноши со знаменем. Благодаря одинаковости скульптурного материала — дерева — и единой авторской манере исполнения подчеркнуто единство и историческая преемственность сегодняшнего дня и далеких времен, когда ребенок только тянулся к «зерну познания». Сегодня солнце революции прорастило это зерно, и старшие несут детям открытую для них теперь книгу знаний.

В целом «Саркиль» представляет собой новый оригинальный художественный ансамбль, построенный на выразительном синтезе
архитектуры, скульптуры и природного окружения (общая
протяженность скульптурного ряда — 120 метров). Насколько известно автору, это первый и пока единственный ансамбль такого рода в России.

«Саркиль», названный позже «Время и жизнь», — не заповедник, не место поклонения или проведения торжественных ритуалов. Искусство здесь непосредственно входит в жизнь, в быт, соприкасается с сегодняшним днем. Домик-чайная, колодец с прозрачной родниковой водой, специальные мостки-скамейки — на них так удобно присесть отдохнуть, а может, и прилечь, как на лавку в избе… Здесь во всем видна забота, причем не холодновато-дизайнерская, утилитарно-безразличная, а какая-то душевная, одухотворенная прикосновением к традициям и прошлому. Но здесь нет и сентиментального любования этим прошлым, нет модной тоски по этому прошлому — наоборот, оно органически связано с современностью, оно не противопоставлено, а объединено с сегодняшним днем. История народа выступает здесь как культурное его наследие, как традиция, воплотившаяся в представлениях о мироздании, в обычаях, обрядах, праздниках и буднях.

Ансамбль «Время и жизнь» является памятником народу в целом, его многовековой культуре и вместе с тем его новому пути, открывшемуся в Октябре 1917 года. Это искусство, предназначенное не для осмотра и поклонения, а для освоения, для обживания.

Из общих приемов ансамблевого творчества, сложившихся в последние годы, в «Саркиле» наиболее полно реализован принцип «открытости», а также принцип демократической равнозначности всех элементов и отказа от доминанты. Скульптор вполне убедил нас в том, что в одинаковой стилистической манере, не отдавая ничему предпочтения, можно решать столь, казалось бы, далеко отстоящие друг от друга темы, как фольклорное представление о мироздании, революция, бытовой танец, пробуждение природы и т. д. Умело выбрав и сопоставив эти темы, Мадуров как бы утвердил разносторонность, широту интересов современного человека, для которого одинаково дороги общеисторические события, судьбы всей страны и многовековые
традиции небольшого народа.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта