Майкова Любовь
Любовь Михайловна Майкова (1899-1998) — самодеятельный художник, представитель наивного искусства. Начала рисовать в 79 лет.
Маленькая и хрупкая, но полная жизни и властной энергии, с острым, внимательным взглядом, с жадным интересом ко всему, Любовь Михайловна Майкова предстала искушенным москвичам такой же чарующей неожиданностью, как ее звучная и широкая живопись. Впервые попав в обстановку столичного вернисажа. 79-летняя деревенская женщина нисколько не растерялась, отзываясь на все похвалы знатоков и любителей с несуетным и веселым достоинством бывалого, все испытавшего человека.
Возвращение корабля.
И прежде всего ей известен до тонкостей характер среднерусского пейзажа. География майковских сюжетов довольно обширна — от родной деревеньки до великих рек Дона и Волги, от исторического села Михайловского до обновленного древнего города Рыбинска. Внезапность и яркость ее позднего озарения былиподготовлены всею простой и нелегкой жизнью, которую она как бы заново проживает в своем искусстве.
Выросла Любовь Михайловна в деревне Брюханово Ржевского уезда, где как все деревенские дети, рано познала крестьянский труд. Тяжесть и радость приобщения к земле отразились во множестве ее картин, из которых, пожалуй, самой задушевной является «Жнея благодарит землю-матушку». Фигурка коленопреклоненной героини сродни изображениям древнерусских икон.
Майкова на всю жизнь сохранила воспоминание о восторге, испытанном ею еще пятилетней девочкой при виде работы иконописца. Особенно поразила ее нежность, с какой мастер выписывал легкие облачка. Став живописцем сама. Майкова очень скоро научится тонко разнообразить сияние и окраску небес на своих полотнах. Ясные или хмурые, полуденные и вечерние, синие, розовые, золотые — в полном согласии с природой они никогда не повторяются. Детское удивление красоте мира останется с Майковой навсегда, только со временем обогатится глубокой житейскои мудростью.
Погибшим под Смоленском воинам руку подаёт мать.
А мудрость, помогающая выстоять в несчастье, очень понадобипась Любови Михайповне. когда нелепая случайность лишила ее самого близкого человека — любимого мужа Анатолия. Много лет спустя художница воскресит очарование своей первой любви в поэтически трогательных изображениях влюбленных, где отдаленные воспоминания юности соединятся с живостью недавних, уже сегодняшних впечатпений от многих нынешних Толюшек и Любушек.
И второе замужество Майковой с Николаем Лебедевым продлилось недолго: с началом войны, как все, проводипа мужа на фронт, откуда он не вернулся.
Об этом самые щемящие ее картины — «Обелиски».
Тогда, в сорок втором, на ее долю выпали все злоключения эвакуации. Мыкалась с двумя маленькими детьми по повопжскому краю, пока не осела в деревне Селищи Кимрского района. Здесь и живет до сих пор.
Перед уходом на пенсию 11 пет отработала она сепьским почтальоном, чьи километры не считаны. Возможно, тогда, а возможно, и раньше родилось у Майковой стоическое присповие: «Я все могу, потому что надо»
Музыкальность ее слуха (когда-то довелось испытать себя даже в роли церковного звонаря) отзывается не только в гармонии красок, но и в песенном строе названии картин.
Отсюда ещё одна неожиданность: третий год уже Майкова сочиняет стихи, в лучших из которых сполна проявляется меткость слова, издревле присущая фольклору. Не зря все ее герои — животные и люди — волшебно едины.
Творчество Любови Майковой — яркое подтверждение таящихся в чеповеке еще не разгаданных удивительных возможностей — способности к творчеству, к высокому совершенству. Картины Майковой не только ее собственная биография, но история, в своей человеческой типичности поэтически воплотившая судьбы множества простых
О. ПЕТРОЧУК