Дубовик Александр

 

Александр Михайлович Дубовик (1931) — советский украинский живописец абстракционизма. Закончил Киевский государственный художественный институт.

 

 

Пожалуй, самым загадочным в нашем изобразительном искусстве стал период 1960—1980-х годов. Именно в это время возникла своеобразная двухслойность художественной жизни, при которой многочисленные выставки отражали лишь один, «верхний», официально поощряемый путь развития искусства, второй же, глубинный, не вмещающийся в общепринятые рамки, оставался вне внимания зрителя и критика.

К этому «второму» слою принадлежит и творчество художника Александра Дубовика; чьи персональные выставки прошли в Киеве и Москве.

Творчество Дубовика развивает ту традицию искусства XX века, которая связана с именами Малевича, Кандинского, Леже, с творческими поисками конструктивистов 20-х годов, произведениями Мондриана, эстетикой позднего кубизма. Отказываясь от обычного изображения реального мира, искусство этого направления как бы расчленяет мир на его первоэлементы и создает свою новую реальность.

Происшествие.

Битва.

Ника.

Диалог.

Мир Дубовика ярко декоративен и в то же время драматичен, конструктивно строен, логичен и бесконечно многообразен в своих смысловых интерпретациях. Чаще всего художник работает сериями (каждая включает от 5 до 20 произведений): «Букеты», «Праздники», «Знаки», «Ники». «Диалоги», «Палимпсесты», «Карнавалы», «Печальные и радостные». Названия в данном случае довольно условны, они лишь намечают ход авторской мысли.

Его произведения трудно назвать чисто абстрактными: они конкретны по переживанию, сквозь геометрические структуры довольно ясно «прорастают» человеческие мысли, сомнения, размышления… серия «Карнавалы»: в каждой из работ этого цикла художник изменяет лишь цвет, оставляя композицию почти неизменной, но под воздействием цвета они полностью преображаются, становясь то печальными, то радостными, то эксцентричными, то ликующе-праздничными, то полными драматизма. Художник размышляет о суетности жизни и неизменности законов бытия, о главном и второстепенном, о явном и скрытом… «Битва» — сочетание черного и красного, искореженный металл, покрывающий землю, и алое небо над ним. Раздумье о цене побед и поражений, о тех страшных последствиях, которые может принести новая война, в которой не будет уже ни победителей, ни побежденных, картина-предчувствие, предостережение. В других работах — «Катастрофа», «Праздник», «Торжество», «Тишина» — художник создает своеобразные цвето-пластические эквиваленты определенному эмоциональному состоянию, переживанию, настроению. Сквозь строгую логику геометрических форм, гладких цветовых поверхностей ясно проступает мироощущение современного человека с его стремлением понять мир и себя в этом мире.

Работам А. М. Дубовика свойственна одна из характерных тенденций современного искусства— стирание границ между его видами. Его произведения существуют на грани станковой живописи и декоративного панно. Их легко представить на стене, в конкретном интерьере. При этом даже самая небольшая по размерам акварель способна создавать вокруг себя живое и притягательное «поле воздействия».
И, наверное, именно поэтому много работает и как художник-монументалист. Поначалу работа в архитектуре являлась для художника счастливой возможностью донести до зрителя свои художественные идеи. Но постепенно монументальные декоративные произведения стали занимать все более значительное место в его творчестве.

Конечно, специфика монументально-декоративной живописи всегда учитывается автором. Но как в мозаиках, витражах, гобеленах, так и в живописных полотнах он развивает один художественный язык, строит свои произведения прежде всего аналитически-декоративно цветовые структуры, cooтношения геометрических форм несут и большую интеллектуальную энергию.

К сожалению, судьба монумента и листа в чем-то сходна с актерской, можно всю жизнь ждать своей «роли», которая бы дала возможносность высказаться до конца. Пока же на его пути встречались небольшие типовые здания, камерные по назначению интерьеры. Но в каждой из них он находит точный и верный образный ход, эмоциональный строй, созвучный архитектурной среде.

…На одной из встреч зрителей с художником многие выступающие говорили о творческом мужестве Дубовика, о его бескомпромиссности, верности избранному пути (почти двадцать лет не выставлялся, ни одного упоминания в печати). На все Александр Михайлович ответил: «Я — счастливый человек, всю жизнь я занимался тем, во что верю и что люблю».

Галина Скляренко

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта