Зейналов Мир Надир
Живопись молодого азербайджанского художника Мир Надира Зейналова ярка, красочна и эмоционально насыщена. Но он не принадлежит к числу живописцев, работы которых призваны лишь ласкать или радовать глаз зрителя. У него более глубокие задачи, и заявил он об этом первой же появившейся на выставке картиной «Бахча».
Портрет бабушки.
Этот пейзаж не вызывает у зрителя чувства умиления или восторга, он заставляет задуматься о жизни земли, природы, призванной не только украшать наше существование, но и служить человеку. Подчеркнуто лаконичная композиция с высокой линией горизонта, строгие, лапидарные ритмы барханов, охристо-серый, как бы выжженный солнцем колорит — все это создает особую весомую тональность. требуя от зрителя серьезного и углубленного отношения к мысли художника: плодородие земли—это не данная свыше благодать, в нем труд и пот человека.
Плодородие.
Художник продолжает тему плодородия, придавая ей в последующих работах черты символического обобщения. Он более крепкими узами связывает человека с землей, подчеркивая неразрывность этой связи. Другая картина Зейналова. так и названная — «Плодородие», развивает тему, придает ей более сильную эмоциональную окраску. Цвет говорит здесь в полный голос. Женская фигура, естественно и подчеркнуто неразрывно связанная с формами и ритмами дерева, как бы насыщена отблеском жгучего геокчайского граната. Глубокий ультрамариновый фон усиливает торжественно строгую звучность красок.
Отдых ремонтников.
Проявившаяся в первых же картинах глубокая связь творчества художника с землей отнюдь не случайна: он живет и работает в селении Бузовны на берегу Каспия. Ему с детства знакома тяжесть и радость сельского труда, потому он далек от идеализации кре стьянской работы и потому тан полнозвучно и убедительно умеет выразить чувство радости от нее
Натюрморт с киркой.
С особенной силой этот эмоциональный настрой проявляется в портретах Художник любит писать юность в сильных насыщенных тонах, с преобладанием звонкой киновари. Но, несмотря на яркость и раскованность письма, его портретам свойственна та же углубленность и строгая вдумчивость. Трепет юности, свежесть чувства в «Портрете Илашки- не заслоняют, а как бы подчеркивают внутреннюю наполненность и поэтичность образа.
Редкий азербайджанский художник не отдавал дань одной из генеральных тем национального искусства — теме нефтяников. Зейналов не представляет исключения, он предан этой теме глубоко и серьезно. В большой композиции «Отдых ремонтников» художника привлекает образ человека труда, его внутренняя духовная жизнь. Вглядитесь: лица группового портрета далеки от канонов классической красоты, но высокая одухотворенность. которую сумел почувствовать и передать художник, сообщает им особую жизненную красоту и привлекательность.
В первых же работах Зейналова ярко проявилась одна из главных особенностей современной азербайджанской живописи — сочетание реалистического рисунка с необычным, резко усиленным цветом Такая верность национальной традиции говорит в пользу молодого художника И хотя трудно гадать сейчас, как сложится дальнейший путь Мир Надира Зейналова, но с уверенностью можно сказать, что серьезность в выборе темы и вдумчивое отношение к человеку труда уже дали направление его творчеству.
Алексей АЛЕКСЕЕВ