Зарва Сергей
Вообще-то Международную художественную ярмарку «Apт Москва» ее организатор компания «Экспо-Парк. Выставочные проекты» продила в Центральном доме художника на Крымском Валу всегда весной, в мае. Но вы представляете, каким выдался май этого года’ разгар мирового финансового кризиса, обвал на рьике современного искусства, нервная оторопъ галеристов и коллекционеров — и прежде расценки за стенд на ярмарке, старающейся удержать планку качества и представлять элитарное contemporary art, утвержденное строгим экспертным советом.
Стенд киевской галереи «Коллекция» с хитом-картиной Сергея Зарвы (1973).
Украинский художник, одессит.
Некоторые потенциальные участники, в том числе вполне состоятельные и успешные, вроде столичной галереи «Риджина’,’ просто отказались от экспозиций в ЦДХ. благо куда важней засветиться на ярмарках в Париже. Базеле или Майами. «Арт Москва» была под угрозой срыва даже тогда, когда все-таки пришлось понизить арендную плату И официальный предлог переноса мероприятия на сентябрь для того, чтобы торжище совпало с феерией 3-й Московской биеннале современного искусства — красивая отговорка. Некоммерческий фестиваль с нечеловечески насыщенной программой, рассчитанной прежде всего на
незаинтересованных экспертов в области contemporary art, а не его ангажированных собственным кошельком коллекционеров, и последних затянул в свою воронку. Посещаемость «Арт Москвы» оказалась ниже средней даже на вернисаже, коммерческие итоги впервые (!) не преданы публичной огласке из-за явно прискорбных сумм. Хотя реальные продажи случились еще на VIP-превью накануне открытия, так что проект все-таки не безнадежен.
Ну и еще подкачала таможня: почти все стенды западных участников ярмарки оставались полупустыми до самого ее завершения, поскольку работы застряли на границе — подвел швейцарский перевозчик. Даже очередная серия традиционного специального некоммерческого проекта «Арт Москвы» демонстрации частных коллений российских собирателей, практически сгинула; герой этого года Александр Резников большую часть вещей хранит в Австрии, и эти вещи тоже до ЦДХ не доехали. Простые технико-юридические проблемы, за которые устроители в принципе не отвечают, все равно сильно ударили по репутации ярмарки, даже не заполнившей весь Дом художника, как в годы своего расцвета.
Хочется надеяться, что всему виной нехороший порядковый номер-число 13. И уже принимаются заявки на следующую «Арт-Москву! которая тоже отчего-то пройдет в сентябре, хотя никакая биеннале в столице не планируется. Надо просто не меньше года. чтобы собраться с мыслями и разобраться с таможней.
Федор РОМЕР