Джотто

Джотто Проповедь Святого Франциска птицам. Фрагмент

«Светоч Флорентийской славы» — так назвал Боккаччо предвестника итальянского Возрождения Джотто, чьё имя было овеяно легендами ещё при жизни. К примеру, современные исследователи полагают, что родился будущий гений в состоятельной семье кузнеца. Но Вазари, живший после Джотто, на два столетия позже состоявшийся. Жизнеописание, по устным преданиям, говорит, что был тот сыном простого хлебопашца. Видимо уже современники, восторгавшиеся небывалым дотоле искусством Джотто, хотели видеть в нём мальчишку-пастуха, ставшего великим художником и другом великого Данте, хотели видеть в нём человека, не имевшего ничего, и добившегося всего собственными силами, талантом и энергией. Это было ближе к идеалам времени, которое начало утверждать веру во всемогущество возможностей человека.
Живописью с Джотто стал заниматься известный мастер Чимабуэ. А в 1304 — 1306 г.г. Джотто расписывает падупнскую капеллу дель Арена. Уже в этих фресках — замечательном памятнике итальянского искусства — проявляется его яркое новаторство : трёхмерность пространства, смелость композиции, когда легенда изображается как сцена из подлтинной жизни, использование светотени, что с тех пор стало непреложным законом еропейской живописи.
После завершения фресок Скровеньи Джотто становится известным во всей Италии. Он работает над росписями капелл Барди и Перуцци во Флорентийской церкви Санта-Кроче.
В последние годы Джотто — живописец, скульптор, поэт, архитектор — трудится над возведением знаменитой компанеллы (колокольни) Флорентийского собора. Сограждане художника не ошиблись, доверив ему этот почётный заказ.

Джотто

Джотто. Иоаким у пастухов

В Падую обычно приезжают из Венеции. Можно по желзной дороге, но удобнее
автобусом. Меньше чем за час он преодолеет 50 километров и доставит вас на конечную остановку — небольшую площадь, где возвышается громадная церковь «дельи Эремитани». Она была очень сильно повреждена бомбардировками во время второй мировой войны, и, хотя теперь восстановлен внешний вид, находившиеся внутри фрески Мантеньи погибли почти полностью. Обогнув эту церковь со стороны входа, вы оказываетесь перед обширным пространством бывшей римской арены, ныне превращенной в городской сад. Сейчас это древнее сооружение I века н. э. сильно разрушено, в начале XIV века оно было в большей сохранности. Вот тогда-то, в 1303—1305 годах, здесь была возведена небольшая капелла в честь мадонны, и поныне называемая Капелла дель Арена, или Капелла дельи Скровеньи, по имени того рода, который дал средства на ее сооружение. Снаружи она малопримечательна, внутри же расписана фресками Джотто. К счастью, они не пострадали от бомб, и ради них вы приехали в Падую.

Джотто В 1986 году в нашем небе снова появится самая знаменитая из всех комет — комета Галлея, прилетающая к нам из далеких областей Солнечной системы один раз в 75 лет. Джотто был первым, кто зарисовал эту комету в 1301 году. потом изобразил её на фреске «Поклонение волхвов» в качестве легендарной вифлиемской звезды.

В те годы Джотто был в расцвете творческих сил. Ему было около сорока. Родился он, как гласит старая легенда, в 1266 году или в 1267 году — в те времена во Флоренции, на родине Джотто, календарный год начинался не с 1 января, а с 25 марта, с праздника благовещения. Некоторые ученые считают, что дата рождения художника нa десять лет позже. Есть сведения, что умер он в 1336 (1337) году в возрасте 70 лет. До Падуи Джотто работал в церкви Сан Франческо в Ассизи, а в 1300 году исполнил мозаику «Навичелла» в Риме, очень плохо сохранившуюся. За ним прочно установилась слава первого живописца Италии. Росписи в Падуе стали главным его творением.

Когда вы входите в Капеллу дель Арена, глаза ваши должны сначала привыкнуть к царящему в ней полумраку: свет поступает внутрь только через шесть узких высоких окон с одной (южной) стороны. Но уже с самого начала вы оказываетесь под впечатлением строгого ритма росписей, покрывающих отдельными картинами стены с самого низа до сводов, и торжественной красоты красок, среди которых господствует голубая и где вспыхивают красные, желтые, фиолетовые, жемчужные, белые тона и местами поблескивает золото. Прямо перед вами — алтарная арка с изображением «Благовещения», над входом — Страшный суд». На стенах — история Иоахима и Анны, их дочери Марии, ставшей матерью Христа, история его жизни до смерти на кресте и чудесного воскресения. Росписи этой капеллы положили начало всей последующей реалистической живописи.

 

До Джотто в Италии господствовал иконописный стиль, шедший из Византии. Здесь были обязательны разработанные для каждого иэображения каноны, задачей было увести зрителя в мир несуществующий, в мир религиозных представлений. Поэтому то, что изображалось, было развернуто на плоскости, лишено объема, краски подсказывались не наблюдением над действительностью, а условиями тех же канонов. Эта «греческая манера», как называли ее итальянцы, передавалась из поколения в поколение, мастера — от учителя к ученику — усваивали её и, как могли, повторяли. Среди них появлялись и настоящие художники, но пути для движения все же не было. В ту бурную пору, когда жил Джотто, искусство «греческой манеры» уже выполнило свою историческую роль, и время властно требовало нового.

Может быть, ещё при жизни Джотто и уж, во всяком случае, вскоре после его смерти сложилась красивая легенда. Джотто якобы в детстве был пастушонком и испытывая влечение к живописи, стал рисовать с натуры овцу мелом на камне. Заметьте, с натуры. Дальше легенда рассказывает, как его увидел за этим занятием прославленный живописец Чимабуе, подивился его умению и взял к себе в ученики. Ещё в XIV столетии в художественных мастерских назвали Джотто основателем новой манеры или «манеры современной». А великий сверстник Джотто поэт Данте в своей «Божественной комедии» посвятил ему следующие строки: «Чимабуе полагал, что в живописи он первый, но теперь знаменит стал Джотто, и слава его померкла».

Конечно, рассказ о мальчике-пастушке — легенда, но главное в ней сказано правильно: преодолеть иконописную традицию можно было только путем обращения к натуре. Именно так Джотто и сделал.

В Капелле дель Арена, как и в «Божественной комедии» Данте, сюжеты взяты из мира религиозных представлений. Но у Джотто, как и у Данте, они наполнены совершенно новым содержанием: у обоих художников главное место занял человек. И каждый из них рассказал о мире, в котором мы живем. В самом деле, стремясь к наибольшей убедительности и достоверности, художник для описания мира загробного располагает только тем, что он видит в мире действительном. Значит, он должен глядеть на него, наблюдать и изучать. Про одного средневекового святого рассказывали, что он три дня шел вокруг Женевского озера и не заметил его, погруженный в свои благочестивые размышления. Теперь эти времена навеки ушли в прошлое. Поэтому, несмотря на религиозный сюжет, поэма Данте оказывается энциклопедией современной ему жизни. Поэтому же Джотто, рассказывая о Христе и его предках, говорит о реальных людях.

Этого настоятельно требовала сама жизнь. В передовых городах Италии, и прежде всего во Флоренции, в течение всего XIII века бурно развивалось ремесленное производство и росла торговля, главным образом международная. И ремеслу и торговле препятствовали феодальные порядки. Горожане начали вести с ними планомерную борьбу, сначала экономическую, разрушая замки и освобождая крестьян от крепостной зависимости, затем политическую, лишая грандов политических прав и ставя их тем самым вне закона, а в конце концов и идеологическую. Выразителями последней стали не философы, не ученые, не политики, так как на рубеже XIII и XIV веков основы светского мировоззрения еще не были заложены, а поэты, скульпторы и живописцы. Они раньше, чем кто-либо другой, подметили зарождение нового, уже не средневекового человека и создали новую систему художественного мышления и выражения. Вот почему на всем итальянском Возрождении, начавшемся именно в это время и именно во Флоренции, лежит столь ясно ощутимый отпечаток художественности. Кто не знает поэтов Данте и его младших современников Петрарку и Боккаччо? Джотто принадлежит к кругу этих великих художников.

Капелла дель Арена со своим грандиозным циклом фресок дает возможность отчетливо представить себе как характер новых задач, вставших перед искусством, так и способы их разрешения.

Поскольку главным для Джотто является человек земной, постольку прежняя иконописная традиция, с ее условным, бестелесным, развернутым на плоскости изображением, с ее вытянутыми, удлиненными пропорциями, уже не годилась. Джотто делает свои фигуры коренастыми, плотными. Их широкие одежды при помощи светотени становятся массивными, фигуры приобретают округлость, они прочно стоят на земле.

Этим вполне земным фигурам необходимо окружающее их пространство. Иконописный фон, гладкий или украшенный узорами, подчеркивающий плоскость картины, а не ее глубину, явно противоречил бы объемности фигур. Джотто и здесь выступает как подлинный новатор. Он создает для фигур на переднем плане картины нечто подобное сценической площадке, как бы авансцену, замкнутую в зависимости от сюжета то пейзажем, то архитектурой. В изображении построек новаторство Джотто сказалось с особой очевидностью: он является родоначальником линейной перспективы. Правда, математические ее основы начали разрабатываться только через сто лет, в XV веке, но Джот>о показал, в каком направлении надо следовать дальше. Все его перспективные построения сделаны на глазок, но то был глаз настоящего художника.

В 1986 году в нашем небе снова появится самая знаменитая из всех комет — комета Галлея, прилетающая к нам из далеких областей Солнечной системы один раз в 75 лет. Знаменитый итальянский художник Джотто был первым, кто еще в 1301 году зарисовал эту комету с натуры. Потом он изобразил ее на известной своей фреске «Поклонение волхвов» в качестве легендарной вифлеемской звезды. Отождествление этой звезды с кометой было довольно распространено в средние века.
ИТАЛЬЯНСКИЕ ХРАНИТЕЛИ СТАРИНЫ СНОВА УДИВИЛИ НЕ ТОЛЬКО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, НО И ИСКУШЁННЫХ В ТАКИХ ДЕЛАХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ИСКУССТВОВЕДОВ. НА ВЫСТАВКЕ ВО ФЛОРЕНТИЙСКОМ ПАЛАЦЦО ВЕККЬО БЫЛИ ПОКАЗАНЫ РАБОТЫ, НАД КОТОРЫМИ ДОЛГИЕ ГОДЫ ТРУДИЛИСЬ РЕСТАВРАТОРЫ ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ ПРИВЛЕКЛА КАРТИНА НА ДЕРЕВЕ, ПРИПИСЫВАЕМАЯ КИСТИ МАСТЕРА ДЖОТТО. ВПЕРВЫЕ О НЕЙ ЗАГОВОРИЛИ БОЛЬШЕ ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ НАЗАД, В НОЯБРЕ 1966 ГОДА. ОДНАКО ВСЕ ПОПЫТКИ ПРИДАТЬ ШЕДЕВРУ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД ЗАКАНЧИВАЛИСЬ НЕУДАЧЕЙ, И ПОНАДОБИЛИСЬ ГОДЫ, ЧТОБЫ, НАКОНЕЦ, РЕШАЮЩЕЕ СЛОВО СКАЗАЛА СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА. ОКАЗАЛОСЬ, ПОД СЛОЯМИ КРАСКИ ЕСТЬ НЕЧТО. СОВСЕМ НЕ ПОХОЖЕЕ НА ВИДИМОЕ ВЗОРУ В ТРЕЩИНАХ И ПОЗДНЕЙШИХ ДОРИСОВКАХ.
ТАКИМ ВЫГЛЯДЕЛ ШЕДЕВР ДО (ВЕРХНИЙ) И ПОСЛЕ (НИЖНИЙ) РЕСТАВТАЦИИ.

Святой Стефан. 1330 год
В «Жизнеописаниям» Дж. Вазари подробно описывает способ живописи темперой, унаследованной итальянскими художниками Возрождения от греческих и византийских мастеров. Он отмечает, что его современники до сих пор не отказались от серийной техники и продолжают исполнять «значительные вещи». Но особенно восхитительны работы старых мастеров, среди которых прекрасно сохранившиеся доски Джотто.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары