Заборов Борис

Заборов Борис Абрамович (1935) -белорусский художник, с 1980 года живущий во Франции.

Сын художника Абрама Борисовича Заборова.

Эта выставка, привлёкшая внимание многих любителей живописи, стала серьёзным событием в культурной жизни страны. Во-первых, не следует забывать, что у уроженцев Беларуси давняя привязанность к Парижу. Достаточно вспомнить имена Марка Шагала, Хаима Сутина, Леона Бакста, целого ряда других живописцев, скульпторов, театральных художников, которые сегодня известны всему миру. Во-вторых, Борис Заборов, известный некогда минский книжный график (о нём даже документальный фильм был снят), в чём-то повторил судьбу своих предшественников начала двадцатого столетия. Уехав из Минска тридцать лет назад, он отказался или почти отказался от книжной графики и занялся живописью.

И вот — встреча в Минске с работами мастера, который по-прежнему как художник, как человек мыслящий живёт Беларусью. Иначе как объяснить ту удивительную силу красок, что выделяют, выталкивают из его картин белорусские туманы и рассветы, белорусское небо… И даже названия у некоторых работ есть такие, что никак не назовёшь их автора французским художником, — например, «Гумно».

По тому настроению, с которым художник презентовал у себя на родине (родился Борис Заборов в Минске в 1935 году) свои работы «французского периода», было понятно, что и для мастера, и для Художественного музея, и для зрителей, среди которых на открытии оказалось множество знающих его людей, выставка — настоящая радость. Всегда самые строгие судьи — коллеги. О том, какие впечатления вызвала выставка Бориса Заборова, я спросил у замечательного белорусского  книжного графика Владимира  Короткевича. И услышал немногословную, но важную и почётную оценку: «Борис Заборов — художник сильной школы. Его личностные открытия основаны на знаниях и умениях, сформировавшихся в прежние десятилетия именно здесь, в Минске…»

Да, именно в Беларуси и России закладывался тот фундамент, который сегодня подвигнул Заборова к освоению вершин мирового искусства. В 1949—1954 годах он учился в Художественном училище в Минске. Затем — в Репинском институте в Ленинграде. В 1961 году Заборов окончил белорусскую Академию искусств. До недавнего времени его имя, члена Союза художников СССР с 1962 года, вычёркивалось из энциклопедий и справочников. Теперь — другое дело…

Но каким был путь художника до своей первой масштабной выставки на родине? Уже в 1983 году «молодого» эмигранта представили выставкой в парижской галерее Клода Бернара. Ещё через два года — выставка в немецком музее «Мальтиденхох». В 1986-м с картинами Заборова знакомила токийская галерея «Арт-Поинт». В 1991-м- парижская галерея «Манн», галереи и музеи Амстердама, Токио. В 1992-1994 годах — ежегодные выставки в галере Париса Тригано (Париж)… Один за другим выходят альбомы нашего земляка во Франции и других странах мира.
…Впервые после отъезда в 1980 году Борис Заборов приехал в Минск тринадцать лет назад. Тихой и негромкой была та встреча с родиной, друзьями. Несколько дней художник провёл и вовсе в деревне под Минском, у одного из своих друзей. Внешне встревоженный, нарочито застёгнутый на все пуговицы, Борис Заборов дал тогда несколько интервью белорусским газетам. Довелось и мне побеседовать с художником. Я спросил у мастера:

—    Каким вам видится белорусское искусство с парижской высоты?

—    На этот вопрос я не могу дать конкретного ответа, — сказал он, — потому что я его не знаю — современного белорусского искусства. То, что я знаю, думаю, является какой-то его незначительной частью. Я знаю художников, выставки, которые они устраивыют во франции. Несколько молодых художников. Уверен, что это ни в коей мере не характеризует современное белорусское искусство. Если разговор вести об искусстве, которое существовало до моего отъезда, то кроме официального искусства ничего большого в Беларуси я не видел, к огромному сожалению.

—    Вы не видели искусства, которое выходило бы за рамки официальной идеологии?

—    Я знал всех художников, все их мастерские. Думаю, что и такого, закрытого искусства высокого уровня всё же не было. Если в поэзии, литературе правдивость, смелость, открытость существовали, то в изобразительном искусстве — нет. Извините, но этого не было.

—    Казалось бы, в литературе тяжелее было пробиться. Написать искренне можно, а вот напечатать…

—    И как это не удивительно… Помню случай, когда отдел культуры ЦK и Министерство культуры решили вместе с Союзом художников осуществить смелый шаг — провести весеннюю выставку без жюри. Это было революционное событие в жизни белорусского искусства. Дали право членам Союза художников выставить по одной картине. И что? Это была самая уничижительная выставка, которую я видел. Я хочу сказать, что самый жёсткий цензор сидел у людей внутри. Это очень показательный пример.

Уехав из Минска, Заборов пренебрёг всем во имя искренности и честности в искусстве. Наверное, ему это удалось. Глядя на его работы, я в очередной раз подумал о том, что большое видится на расстоянии.

Посол Франции в Беларуси Мишель Рэнери в канун выставки сказал о Заборове: «В пространстве современного искусства творчество Бориса Заборова, художника белорусского происхождения, живущего во Франции уже многие годы, занимает особое место. С ностальгическим чувством соединяя в своём творчестве тему памяти и пейзажи своего детства, он не пытается привлечь внимание современным характером своей живописи, но достигает её универсального воплощения». А в каталоге, изданном к выставке, министр культуры Франции Фредерик Миттеран пишет: «Борис Заборов со скрупулёзностью этнолога и энтомолога собирает и сохраняет следы присутствия человека в мире — прежде чем сделать их главным наполнением своих картин. Художник эти работы называет маленькими «островками покоя». Это рукописи, книги и архивы, которые не сгорают, это целые культуры, засыпанные землёй в ожидании воскрешения, это как бы забытые Богом северные деревни с уникальными образцами русского зодчества, картины, сохранённые бескорыстной любовью коллекционеров.

Всё это — звенья одной непрерывающейся цепи, которая есть наша культура и, быть может, единственное оправдание нашего земного бытия».

Французский министр напомнил нам, что у Бориса Заборова есть своя связь с Русским Севером, его работы хорошо знают в Архангельске. Будем надеяться, что картины Бориса Заборова останутся в памяти не только выставкой, а непременно составят ещё и альбом теперь уже минского издания.

Кирилл Л

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары