Александров Юрий

Художник Юрий Александров многие годы работает в основном в монументально-декоративной скульптуре. В своих композициях художник часто обращается к историческим и театральным сюжетам. Вологодский театр, медицинский институт и гостиница в Ростове-на-Дону, цирк в Москве, туристский комплекс в Суздале — вот основные объекты его работы. (За последние произведения он удостоен Государственной премии.)

aleksandrov1

Цирк.  Москва.

 

Александров удивительно умеет почувствовать и передать зрелищность театра и цирка. Мы видим в его рельефах увлекательные представления, где все чудесным образом меняется и превращается: через обруч прыгает лев, смешит зрителей клоун с пуделем, ловкий, подвижный жонглер манипулирует зонтиком и шляпой. В этих работах он следует авторам скульптуры начала 70-х годов на здании Московского кукольного театра, где зрелищность подчеркнута еще более.

Человек в скульптуре Александрова не господствует над природой — интерьер, природа играют у него едва ли не меньшую роль. Окружением человека могут быть и растения, стилизованные в решетке, как в здании мединститута, и звери, как в Московском цирке, и атрибуты сцены. Фигуры в композициях стоят в некотором отдалении друг от друга, пейзаж и атрибуты —

дополнительное связующее звено между ними. Александров любит передавать движение, которое у него, однако, не бывает ни экспрессивным, ни даже сильным, его больше интересует разворот фигуры в пространстве.

Образное решение композиции у Александрова, как правило, дополняет архитектурное окружение. Например, в Московском цирке скульптурная композиция расположена на фоне зеркала: фигуры отражаются в нем, пространство расширяется, и тем самым делается акцент на движении и игре.

В последние годы скульптор обычно работает в кованой меди. Это дает ему возможность декоративно передавать одежды и атрибуты, но у него мы не найдем той отделанности деталей, что у Клыкова или Баранова. Впрочем, Александров принадлежит к старшему поколению художников, которому подчеркивание вещности скульптуры не представляется чем-то обязательным.

По театрализации образа близки работам Александрова скульптуры И. Лавровой и И. Пчельникова для санатория в Крыму. Они подчеркнуто декоративны, что создается во многом их росписью. Скульптуры выполнены с мастерством и блеском, но не рассчитаны на длительное рассмотрение. Они нарядны, праздничны, изящно скомпонованы, хорошо связаны с интерьером. Основная композиция в столовой санатория представляет своего рода театральную декорацию: в рельефную стенку, наложенную на основную, вписываются скульптуры, колонны, полуколонны, что вместе создает красочную, радующую глаз картину.

В жанровых сценах перед нами художественно-артистическая современная молодежь, одетая в модные костюмы. В венках, с цветами и музыкальными инструментами в руках, они как будто разыгрывают пасторальный сюжет. Авторы совсем не стремятся к пародии, и тем не менее некоторая манерность их героев вызывает это ощущение.
В других жанрах современной декоративной скульптуры — орнаментально-геральдическом, пейзажном, анималистическом — можно проследить развитие многих из тенденций и направлений, отчетливо проявившихся в фигурных композициях. Вместе с тем специфика этих жанров позволяет отразить в произведениях декоративной скульптуры иные (по сравнению с фигурным жанром) стороны нашего бытия. Орнаментально-геральдические и пейзажные мотивы обычно воплощаются в рельефе.

Изображение вещей в скульптуре и скульптурный орнамент распространены с древнейших времен. Такие композиции входили в скульптурный декор здания.

В наше время геральдические композиции все чаще заменяются либо орнаментальной композицией в рельефе, либо изображением конкретной вещи в круглой скульптуре, либо, наконец, объемной конструкцией. В современном ансамбле предметная композиция может быть не только дополнением к фигурной, что весьма распространено (как мы видели при анализе конкретных работ), а иметь самостоятельное значение.

Один из первых примеров предметной геральдической композиции в новой архитектуре — рельеф над входом Дворца пионеров в Москве (1961 г. Авторы Ю. Александров, Т. Соколова и др.). Тяжелый протяженный фриз противопоставлен стеклу дверей и окон, композиция ритмически перекликается с членением этажей.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта