Гончарова Нина
Гончарова Нина Николаевна (1927) — заслуженный художник России. Лауреат премии им.Репина.
Подносы расписывал ее отец, подносы расписывал ее дед. Отец в последние дни своей жизни, перед смертью, нарисовал для нее, тринадцатилетней, альбом с цветами. Завещал самое ценное, что имел и умел. Было это в войну. Альбом не уцелел. Нина Николаевна запомнила из него «папины астры». Потом она их много писала, пишет и сейчас. Жостовский мазок у нее в крови.
В Жостове она родилась, выросла, жила, стала известной художницей.
Рябина.
— Выходит, вся жизнь на фабрике, без перерыва?
— Был перерыва,— смущенно отвечает Нина Николаевна.— 25 лет руководила танцевальным коллективом. Очень люблю танцевать! Согласитесь, что танцы и живопись близки, в танцах тоже и рисунок, и композиция, и характер.
Нина Гончарова — лауреат Государственной премии РСФСР имени Репина 1977 года. Ее работы неизменно получают самые высокие оценки взыскательных ученых-искусствоведов. Совсем недавно состоялась ее персональная выставка в Москве, экспонаты которой сейчас хранятся у нее дома.
Нина Николаевна расстилает на полу серую бумагу —
на цветном подносы не смотрятся,— и по ней разбрасывает подносы.
Праздничный.
Как описать, с чем сравнить это впечатление, не знаю. Сказка, чудо, райский сад? Все не годится, все слабее. Жостовские подносы, жостовские букеты, жостовские буйные краски известны давно, заслужили мировую славу. В декабре 1975 года промыслу исполнилось сто пятьдесят лет.
Классический жостовский поднос имеет глубокий черный фон. на нем реалистические фрукты, букеты, гирлянды цветов. Живопись отличают и радостные краски и широкий, смелый, жостовский мазок. Образцов нет. Каждый художник свободен в своей фантазии. Есть двадцать шесть типов g (форм) подноса, есть школа, традиция. Остальное — мастерство,талант.
Сад.
Нина Николаевна часто меняет фон подноса. Как она говорит, фона должны быть разные. И у нее они действительно разные — глубокий синий, например. «Я крыла его лаком двенадцать раз для’ того, чтобы дать такую глубину». Интенсивный красный и темно-вишневый, классический ампирный зеленый, золотой, коричневый. Краску, цвет назвать легко, но невозможно передать ощущение от цвета и света работ художницы. Недаром, когда ее просят повторить поднос, она говорит: «Не могу».
Нина Николаевна любит рисовать розы больше всего — розы в букете, какого нигде на свете не было и нет. Смотришь на ее овальный поднос с розами (в нем удивительно сочетание зеленого с розовым и золотым) и понимаешь, что это шедевр.
С некоторых пор Нина Николаевна стала еще писать и птиц, вернее, птицу. Эта красная птица на красном горящем подносе потом появилась и на других фонах. Трудно сказать, сказочная она или реальная. Вернее, и то и другое, как все, что пишет Гончарова
Спрашиваю о поиске нового.
— Как-то пыталась черные розы писать. Красиво. Но неудача. Меня за черные розы ругали. Нет. я не боюсь, когда меня ругают. Лучше, когда ругают, чем когда молчат. Из каждого замечания что-то берешь.
— А вообще в Жостове много было экспериментов?
— Были, конечно. Пробовали мы другие материалы — пластмассу, оргалит. Но это решительно плохо. И мы отказались. Потом было: чуть ли не один цветок на всем подносе, то укрупняли его, то умельчали. Но две ромашки —это же не Жостово
— А что — Жостово?
— Жостовский мазок Мы идем от кисти. Как мазок — так лепесток. У нас нет ни карандаша, ничего. Все — мазок. В этом вся суть нашего мастерства. Второе—блик. Ну и связывающая букет травка-привязка. И последнее—орнамент по борту. Обычно тоже растительный, заплести его надо так. чтобы закончить вещь. Я люблю плотный кружевной орнамент. А иногда оставляю воздух Это не заранее придумывается.
…Лежат на полу на серой бумаге подносы, называются «Весна», «Лето», «Солнышко», «Птица и розы», «Осень»… Фон «Осени» бронзовый, золотой, коричневый. Рисунок тонкий, напоминает японский, но только отдаленно, он все равно жостовский, гончаровский, уникальный. Вот еще два подноса. Один называется «Прелесть» — на нем розовые розы. Другой «Нежность»— там розы желтые, зеленые, голубые. И нежность и прелесть есть в них, но и что-то еще. чему не придумать названия.
Прямоугольные, овальные, огромные и совсем крошечные эти подносы-картины, полные роз и астр, ромашек и трав, цветут вечным цветом подлинного народного искусства.