Эфрос Герасим
Эфрос Герасим Григорьевич (1902-1979) — советский художник карикатурист. Учился в художественной школе у М. Бернштейна. Потом во ВХУТЕИНе в мастерской К. Петрова-Водкина, а по окончанию — на архитектурном отделении ВХУТЕИНа. Занимался плакатами, карикатурной графикой. Преподавал.
Он родился в 1902 году. С детства проявил страсть к рисованию и, заметим при этом,— незаурядные способности. Мальчика показали И. Е. Репину — специально возили в Куоккалу. Репин работы юного дарования похвалил.
В Академии художеств Герасим учился у К. Петрова-Водкина. Закончив живописный факультет, поступил на архитектурный. В годы учебы вместе с сокурсником и близким другом Брониславом Малаховским, будущим мастером карикатуры, начал сотрудничать в журналах «Бузотер», «Бегемот», «Красный ворон», «Смехач». Ему посчастливилось работать «в одной упряжке» с Л. Бродаты и Н. Радловым. Много позже Эфроса, уже как живописца и архитектора, пригласил в ЛИСИ Н. Л. Тырса. Там Герасим Григорьевич преподавал на кафедре рисунка и живописи. С 1962 года он в том же качестве работал в пединституте им. Л. И. Герцена. Скончался Эфрос в 1979 году.
Сейчас мы словно бы постигаем заново нашу историю и нашу культуру.
Спор извозчиков.
И Герасим Эфрос вполне может служить нам гидом во время экскурсии по далеким 20—30-м годам.
Если рядом с рисунками Г. Эфроса держать еще и рассказы М. Зощенко и последовательно все это изучать, то представление о той эпохе нэпманов, кооперативов, арендаторов можно получить довольно объемное, живое и полное.
Рабфаковцы 20-х годов.
И возникнут при этом некие ассоциации, нам захочется провести параллели, и мы их проведем, и… разглядим в персонажах замечательного художника, к тому же «озвученных» рассказами прекрасного писателя,— самих себя, но только несколько, так сказать, менее «благородных»: не та одежда, не те речи, не совсем те интересы. Но мы с удивлением обнаружим, что находимся все еще в начале нашего трудного пути.
Шпана с Обводного.
Скверная бумага и недостаточно хорошая печать не позволяют воспроизвести наиболее циничные для 20—30-х годов карикатуры — теряются при воспроизведении многие мелкие, но важные для «чтения» сатирических рисунков штрихи. Демонстрируем ряд журнальных работ — крупный их план дает возможность увидеть главное, характерное. Ну, а о параллелях можно составить суждение по под-рисуночным подписям.
Конфликт.
«Коопное» (на рисунке продавец с давно немытыми руками, над ним — «предупреждение»: «Товар отпускается чистым весом»). Покупатель: — Что ж, чистым весом это неплохо. Если бы чистыми руками отпускался, совсем было бы-хорошо».
*Сезонное» (на заднем плане — очередь в магазин с вывеской «Текстильный трест», на переднем дама разговаривает с извозчиком) :
— Извозчик! К копцу мануфактурной очереди — тридцать копеек.
— Полтинничек положите, гражданка,— коиец-то уж больно большой».
Точное объяснение (отец-рационализатор и его сынишка перед картиной, изображающей кентавра).
— Папа! А кто же это такой?
— Древний изобретатель, деточка. Голова человеческая, а ноги лошадиные. Чтобы по учреждениям бегать».
На рынок.
Думается, экскурсия с Эфросом полезна, она, кроме всего прочего, позволяет взглянуть «оттуда» на наше сегодня и сделать вывод, столь же оптимистичный, сколь и пессимистичный: мы здорово изменились, но мало продвинулись вперед.