Ильина Лидия

Лидия Александровна Ильина ( 1915-1994).

75 лет со дня рождения

Народный художник Киргизской ССР Лидия Александровна Ильина принадлежит к поколению художников, принявших эстафету графической культуры от тех, кто эту культуру создавал: в Московском полиграфическом институте (1933-39) ей довелось учиться У В. А. Фаворского, П. Я. Павлинова, Л.А.Бруни, М.С.Родионова. По окончании института    в её судьбе произошел знаменательный поворот: последовало приглашение во Фрунзе. Такое резкое перемещение в пространстве было в духе времени и целиком себя оправдало: в Киргизии она сформировалась как художник, стала зачинателем и ведущим мастером национальной школы графики.

Первые работы Ильиной циклы гравюр на дереве к Киргизскому эпосу «Манас» (1946), к произведениям среднеазиатских прозаиков М.Ацэзова, Кербабаева, Токомбаева, Садыкбекова.
Иллюстрации к разным по жанру и литературному материалу книгам тем не менее обнаруживают общие черты. Художница акцентирует приметы «восточности» не только в типажах героев: ее гравюры настроены на эпический лад и выполнены в неспешном темпе обстоятельно развернутого повествования.

Иллюстрация к повести Ч.Айтматова «Материнское поле». 1971 год.

Ранние работы Ильиной отразили ситуацию книжного искусства 1940—50-х годов: тональная светотеневая моделировка форм, подробная проработка объемов тончайшей штриховкой нивелировали язык ксилографии. Однако сама техника ставила предел жизнеподобию и станковым тенденциям. Благодаря технике уже в это время обнаружились такие черты дарования художницы, как тяга к монументальности, укрупненности образов, энергичность пластического мышления, стремление к лапидарной, почти плакатной метафоричности.

 

Эти качества в полноте выявятся позднее, в 1960-е годы, когда зазвучат в унисон с общим направлением в графике. Цикл цветных линогравюр 1958 года «Слово о киргизской женщине», и техникой и образным строем укладываясь в концепцию «сурового стиля», открывает «новую» Ильину — мастера большой формы,

грубоватого и волевого штриха; ни что не напоминает филигранной разделки прежних ксило-графий. В последующих черно-белых линогравюрах («Мать» 1963; «Если бы матери всей земли», 1965; циклы «Наши дети», 1962; «Женщины мира», 1965; «Материнство», 1963— 67) художница нашла и постоянную тему и любимую технику. «Рубленый», по-плакатному броский язык гравюры на линолеуме как нельзя более соответствовал обобщенной патетике эстампов.

Что касается работы в книге, то и здесь 1960-е годы значимы для Ильиной. С прекращением практики страничного иллюстрирования она, ученица В. А. Фаворского, глубоко воспринявшая его положение о книге как сложном и целостном организме, смогла проявить способности к художественному конструированию изданий — от макета до «мелочей» оформления. Отработав лаконичный язык в станковых линогравюрах, она переносит его в иллюстрацию. Сохранив внимательность к деталям и по-прежнему отталкиваясь от натурных впечатлений, художница пытается уйти от визуального повторения, «удвоения* Текста — она стремится к созданию сквозных образов, концентрирующих суть, идею произведения. Последовательно эта тенденция выразилась в иллюстрировании поэзии. В гравюрах на дереве к «Избранному» Леси Украинки (1971), «Стихам и поэмам» А. С. Пушкина (1971), «Сонетам» У. Шекспира (1975), «Лирике» М. Ю. Лермонтова (1976), «Стихам» Басё (1985) метафоричности текста соответствует эмблематичность изобразительного ряда. Но подобные решения, безукоризненные в смысле «книжности», в интерпретации отдавали хресто-матийностью: перечисление в заставках и концовках реалий и символов классической лирики не способствовало новому ее прочтению, но напротив, с геральдической непреклонностью закрепляло в сознании знакомый образ.

Более плодотворно тенденция к метафорическим трактовкам реализовалась в иллюстрировании прозы. Среди иллюстраций к произведениям Ч. Айтматова («Джамиля. Повести», 1965; «Материнское поле», 1971; «Джамиля», 1977) наиболее удачен неизданный цикл ксилографий к «Материнскому полю». Интонационный строй гравюр подчеркнуто экспрессивен; пронзая глухие массивы черного цвета, регулярный резцовый штрих обретает взрывчатую упругость. В выполненной вслед за ксилографиями серии станковых линогравюр «По мотивам Чингиза Айтматова» (1972) художница предлагает пространственно-временную развертку образов: фигура центрального персонажа окружена сюжетными сценами, интерпретированными в возвышенно-аллегорическом ключе. Впоследствии такой прием станет характерным для Ильиной — его можно встретить в иллюстрациях к Шекспиру («Сонет 66»), в серии гравюр на дереве «Миру — мир» (1984), в других произведениях 1970— 80-х годов. Рядом с прежними работами Ильиной циклы «Праздник в колхозе» (1972), «Музыка» (1972), «Отечество» (1972), «Времена года» (1975), «Ритмы» (1976) обнаруживают гораздо более сложное образно-пластическое построение. Появляется монтажный принцип организации листов, цвет усиливает активность картинного начала — однако не утрачивается внятность сказанного и сохраняется приподнятая интонация, эпический пафос.

1970—80-е годы для творчества художницы характерны и особым напряжением фактурных поисков. Ильина всегда была внимательна к материалу, выбирая его в зависимости от творческой задачи. Жесткий язык деревянной гравюры — любимой книжной техники — не годился для детских книг: здесь художница прибегает к возможностям цветной литографии (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1961), акварели (киргизские народные сказки «Разве это небылицы?», 1965; Т. Кокомбердиев «Про Беке, про Меке и про Кеке», 1970), вводит акварель в цветную линогравюру (Ш. Бейшеналиев «Рогатый ягненок», 1974). Точно так же гравюра на линолеуме, эффектная в эстампах плакатного звучания, в вещах камерных и сугубо натурных уступала место более свободным техникам — цветной литографии, аквкрели. пастели, карандашному рисунку (циклы «По Японии» 1961 год, «По Италии 1966 год.) В 1970-1980 годах оказывается поколебленая эпическая графика Ильиной. Появляются серии «Миру-мир» 1984 год, «Мир дому твоему» 1985 год. Лидия обращается к офорту «Музыка» 1972 год, линогравюры «Отечество» 1972 год, «Времена года» 1973 год, «Ритмы» 1976 год, акварель «Праздник в колхозе» 1972 год. Цель поисков не успокаиваться на достигнутом, быть в русле пластических тенденций современности.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта