Иофан Борис

Борис Михайлович Иофан (1891-1976) — советский архитектор.

День города Москва отметила скромно, но со вкусом. Около ВВЦ мэр Москвы Юрий Лужков открыл музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», где можно увидеть образцы творчества Веры Мухиной и Бориса Иофана.

 

Этот московский дом у Большого Каменного моста знают даже те, кто никогда не бывал в столице. Своеобразную известность ему принесли повесть Юрия Трифонова «Дом на набережной» и цикл передач Ленинградского телевидения, из которых мы узнали о трагических судьбах репрессированных обитателей Дома правительства — видных государственных и политических деятелей, военачальников. ученых, писателей. Однако не все знают, что этот дом, сооруженный в 1927 — 1931 годах но проекту крупного советского архитектора Бориса Михайловича Иофана, стал одним из первых многоэтажных зданий социалистической Москвы. Архитектор создал новый тип жилого дома в сочетании с широко развитой системой бытового обслуживания. Жилые корпуса на 300 квартир, магазины, кинотеатр, клуб, библиотека, почтовое отделение, прачечная, детский сад и ясли сгруппированы вокруг трех внутренних зеленых дворов, связанных между собой проездами. Сегодня никого не удивишь встроенными шкафами, просторными холлами, мусоропроводом, горячим водоснабжением, лифтами, наконец. В то время все это было непривычно. Б. М. Иофан уже тогда думал о создании удобной среды обитания, а не отдельного дома. Дом на набережной открыл новые пути в развитии советской архитектуры.

Монументальность, стремление к созданию ассамблей, острое чувство своего времени — вот характерные черты этого зодчего. Его отличала и поразительная способность удачно использовать любую строительную площадку. При возведении дома на набережной ему пришлось осваивать тесную территорию, зажатую между Обводным каналом и рекой. Архитектор скомпоновал здание таким образом, что оно постепенным нарастанием объемов как бы связало малоэтажное Замоскворечье с будущим многоэтажным центром города. Ситуация повторилась при проектировании павильонов для Всемирных выставок в Париже и
Нью-Йорке. В 1937 году в Париже на чрезмерно узком вытянутом участке Иофан предложил расположить выставочные залы анфиладой. Нарастающие уступами объемы павильона завершались не менее стремительной скульптурной группой «Рабочий и колхозница», созданной В. И. Мухиной по эскизу Бориса Михайловича. Сооружение поражало и монументальностью, и лаконичностью, и точно найденным выражением идейного содержания, и потрясающим слиянием архитектуры и скульптуры в едином порыве вперед и ввысь.

За 60-летнюю творческую жизнь Б. М. Иофан создал много замечательных проектов. Сегодня невозможно представить Москву без высотных зданий, но мало кто знает, что у истоков высотного строительства стоял Иофан. Много лет отдано проектированию и строительству так и не состоявшегося высотного Дворца Советов. Он разработал эскизный проект многоэтажного здания МГУ на Ленинских горах, положенный в основу возведенного… Но осталось неосуществленным столько, что хватило бы еще на одну жизнь. Хотя и того, что построено по его проектам, достаточно, чтобы с полным основанием поставить имя Б. М. Иофана в ряд выдающихся архитекторов современности.

Л. Данилова

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары