Куинджи Архип

куинджи171

 

Куинджи Архип Иванович (1841—1910), русский живописец, передвижник.

 

 

 

 

Преподавал в петербургской АХ, среди учеников — К. Богаевский, Н. Рерих, А. Рылов. Прибегал к острым композиционным приемам, использовал световые эффекты и интенсивные цвета.

 

 

О «Заходящем солнце на избушках» И. Н. Крамской, «глава и разум передвижников», раздраженно писал: «Я совершенный дурак перед этой картиной! Я вижу, что самый цвет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу утомительно смотреть на него.. Через пять минут у меня глазу больно, я отворачиваюсь и закрываю глаза… Неужели это художественное впечатление?» И потом он окончательно признает живописно-пластическую систему Куинджи, будет переживать: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник?»

куинджи7

Лунная ночь на Днепре.   1882 год.

На современников его творчество произвело ошеломляющее впечатление. Одни уверяли, что слышали, как стрекочут сверчки (картина «Вечер на Украине»), другие — что от «Лунной ночи на Днепре» веет прохладой, а третьи вообще утверждали, что в средние века Архипа Ивановича сожгли бы на костре за колдовство.

куинджи8

 Вечер на Украине.   1878 год.

За его «тайной» охотились, его обвиняли в фокусничестве, на его выставках было такое стечение публики и такая давка, какие бывают только «во время крестного хода у святой иконы».

куинджи14Сельские уголки Украины — одна из любимых тем художника.

Архип Иванович гиперболизировал свет, писал «сверхлуну», «сверхсолнце», «солнечные ливни». С профессором Петербургского университета химиком Д. И. Менделеевым и физиком Ф. Ф. Петрушевским искал научное обоснование законов живописи. Он делил изображаемое на главное и второстепенное, направляя взгляды зрителей на то, ради чего писал.

куинджи4

Декабрь.  Солнечные пятна на инее.   1876-1890 годы.

куинджи131

Пятна лунного света в лесу. Зима.   1898-1908 годы.

куинджи16

Эффект заката.   1885-1890 годы.

Экспрессия, яркое впечатление от его картин сродни импрессионизму, но в них — чисто русские размышления, тяготение к монументальности.

куинджи12

Крым.

«Искусство — это не игра для развлечения, играть с искусством — тяжелый грех»,— говорил профессор Академии художеств А. И. Куинджи своим ученикам. В устах человека, на самом взлете отрекшегося от своей славы, решившего раз и навсегда больше не представлять своих картин публике, слова эти обрели особый смысл. За тридцать лет затворнического труда в мастерской только однажды нарушил он свой зарок, показав созданное им ученикам и друзьям.

— Пережил такое, чего не хочу переживать до смерти. Как будто на кресте распят был,— скажет Куинджи.

Чрезвычайно требовательный к себе, Архип Иванович был требователен и к своим ученикам, не искал у молодежи дешевой популярности, но был окружен ореолом благородства и гениальности. Он воспитал целую плеяду прекрасных художников: Рерих, Рылов, Борисов, Зарубин, Рущиц, Богаевский, Вроблевский… Он не только учил их соответственно отпущенному каждому дарованию и наклонностям, но и поддерживал материально. И даже когда по неправедному доносу Куинджи был отстранен от преподавания в мастерской, он не бросил своих студентов до конца дней своих.

— Куинджи был не только великим художником, но также великим Учителем жизни,— сделает вывод Рерих.

А Богаевский на фотографии, где они сняты всем курсом, напишет: «С нами Куинджи и вся святая сила его!»

В 1909 году он становится основателем Общества поощрения художеств, в которое вложит почти весь свой капитал.

Л. Завьялова

 

Действительно, из своих запасников Русский музей достанет почти все работы Куинджи, которые у него есть, в том числе малоизвестную широкой публике графику.

Биография Куинджи — сплошная загадка. О своей жизни он распространяться не любил. Его происхождение до сих пор вызывает споры. Принято считать, что он сын сапожника-грека. Но фамилия Куинджи турецкого происхождения и в переводе означает «ювелир», «золотых дел мастер».

Дата рождения художника также вызывает споры: в Центральном государственном историческом архиве хранятся три его паспорта с разными датами рождения — 1841, 1842 и 1843-й. Принято считать, что год рождения — 1842-й. Точно известно место рождения — Мариуполь.

Когда художнику было три года, умер его отец, а чуть позже — мать. Куинджи уехал в Феодосию. Там он служил у подрядчика на строительстве церкви, затем у хлеботорговца, пас гусей. Грамоте его обучил грек, да и то греческой.

Но где бы он ни был, Куинджи, подобно Айвазовскому, рисовал — на стенах домов, заборах, клочках бумаги. Судьба заносила его в Одессу, Петербург, где он работал ретушером у местных фотографов.

Его первые работы, в том числе «Буря на Черном море при закате солнца» (1869), конечно, были навеяны неповторимыми по своей красоте пейзажами Крыма и работами Айвазовского. На пленэр в Крым Куинджи привозил и своих учеников, в том числе Николая Рериха.

куинджи15

ОсенняяРаспутица.   1872 год.

Романтизм и реализм тесно переплетались в картинах Куинджи. Но в начале 1870-х годов реализм взял верх: «Осенняя распутица» (1870) — работа, точно передающая настроение мглистого, серого дня, символ унылой российской действительности. Какое место Куинджи запечатлел на этой картине, точно неизвестно. В отличие от другого места, Валаама, вдохновлявшего всех петербургских художников того времени. После второго посещения острова в 1873 году Куинджи написал картину «На острове Валааме», получившую высокую оценку Ильи Репина и Ивана Крамского. Ее же у автора в свою коллекцию приобрел Павел Третьяков.

В середине 1870-х Куинджи подчинял свои пейзажи программным задачам передвижников, в товарищество которых он входил. Унылые сельские* пейзажи должны были вызывать (и вызывали) ассоциации с социальной неустроенностью русской жизни — «Забытая деревня», «Чумацкий тракт».

А вот картины конца 1870-х годов стали наиболее зрелыми в творчестве Куинджи: игра цветом и светом позволяла художнику создавать полную иллюзию освещения — «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879), «Ночь на Днепре» (1880).

куинджи5

Украинская ночь.   1876 год.

куинджи2

Берёзовая роща.   1879 год.

куинджи6

Ночное.   1905-1908 годы.

куинджи3

После грозы.   1879 год.

куинджи9

На Валааме.

Многие из этих работ можно будет увидеть на выставке. Кроме того, посетителям представят малоизвестные шедевры мастера, эскизы, этюды и работы позднего периода, когда художник активно искал новые пути в пейзажной технике, за что и был назван Александром Бенуа «великим и вечным искателем колористических задач».

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта