Кранах Лукас

Лукас Кранах Старший (1472-1553) — немецкий художник эпохи Ренессанса. Писал портреты, картины на библейские темы, жанровые полотна. Служил придворным художником у Саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.

В Париже вновь открылся Люксембургский музей

Выставки, проходили в парижском Люксембургском музее всегда на высочайшем уровне. К этому музей обязывает местоположение в самом сердце Латинского квартала, рядом с Сорбонной. Однако и такие «надежные» заведения проверяют разные инспекции — на проверку Люксембургского музея ушел целый год, «пустой» для любителей прекрасного: выставки временно не проводились. Сейчас дела его идут превосходно — в феврале там открылась ретроспектива Лукаса Кранаха Старшего (около 1472 -1553), одного из самых главных художников немецкого ренессанса. Неслучаен Кранах, неслучаен ренессанс. Последний обещает стать для музея главной темой на ближайшие годы.

кранах

Женский портрет.

А Кранах, как это ни странно, крайне мало выставлялся во Франции, да и представлен во французских коллекциях не так пышно, как, скажем, в Вашингтоне. Так что Люксембургский музей устраивает что-то вроде первой большой ретроспективы работ художника.

При упоминании фамилии Кранаха, как и Дюрера — его коллеги и соперника по германскому лагерю, определенно возникает какой-то хрестоматийный образ обнаженной девы из Ветхого Завета. Но хрестоматия — это как учебник, в котором все надоедает именно потому, что изучаешь предмет по книге, без возможности осязать. Знакомиться с хрестоматийным автором отправился, без преувеличения, весь Париж. Чтобы оттенить гений Кранаха, его картины висят среди прочих художников Возрождения из разных стран. Французские искусствоведы отметили, что выставка в Париже превзошла все их ожидания. Вот что говорит об этой выставке Франсуа-Рене Мартен, преподаватель истории искусства в парижской Школе изящных искусств, искусствовед, специалист по немецкой живописи XVI века:

«Изначально организация этой ретроспективы казалась несколько рискованной. Она открылась вслед за целым рядом выставок Кранаха. Во-первых, наша выставка прибыла из Брюсселя, где она была впервые показана, и которой Объединение французских национальных музеев отмечает свое возвращение в здание Люксембургского музея. Одновременно в Риме, на вилле Боргезе, проходила выставка, на которой было собрано гораздо больше произведений Кранаха. Эта на первый взгляд более значительная выставка меня разочаровала. Парижская представляется мне интересной тем, что она являет неполную, но очень яркую картину творчества художника, раскрывая каждый раз небольшими группами произведений самые важные его стороны. И эти немногочисленные произведения отлично отобраны. Они исключительно адекватно лредставляют творчество Кранаха. И интересно это как для специалистов, людей, интересующихся непосредственно немецкой живописью начала XVI века, так и для широкой публики, которая может познакомиться с довольно цельной картиной творчества Лукаса Кранаха Старшего»

кранах4

Мадонна с младенцем под яблоней.

 Кранах любил писать Мадонну с Младенцем. Грубыми художественными средствами — кистью и красками по деревянной доске — художник воспроизводит и мягкость, и гладкость, и нежность того, что и кожей, кажется, будет грубо назвать: округлость щеки молодой матери, пухлость сочленений детского плеча, предплечья, руки, кисти.

В живописи XVI века, на первую половину которого пришлось творчество Кранаха, разные элементы начинают тонуть в эдакой воздушной дымке, и уже становится трудно четко различить, где мазок, а где ноготок, где живописная кухня, а где ее сюжет. Кранах вроде не идет в ногу со временем, предпочитает остаться в более конкретном XV веке, а в результате опережает это самое время, как страны победившей Реформации (а Кранах был одним из ее ярких проповедников) оказались впереди старых католических держав.

кранах8

Алтарь святой Екатерины.

На выставке есть одна картина, которая по сей день поражает своей резкой неожиданностью, — это «Мученичество святой Екатерины» из будапештского собрания Радаи, собрания Венгерской протестантской церкви. Она редко репродуцировалась и еще реже, видимо, выезжала из Будапешта. И никакая репродукция не даст вам ощутить царящий в картине накал страстей — человеческих и божественных: люди собираются колесовать святую, а с небес изливается огненный дождь, сжигающий колесо — орудие пытки. Только стоя перед оригиналом, вы попадаете в магнитное поле, которое сначала выплескивает на вас яркость, даже ярость цветов, можно сказать, с рекламным напором, и эти яркие и чистые цвета промывают ваш глаз своей яростной чистотой, а потом накрывающее вас цунами красок откатывается назад, и события, с невероятной четкостью разворачивающиеся в картине, затягивают зрителя внутрь.

кранах5

Венера и Амур.

Это, наверное, самое удивительное в картинах Кранаха Старшего. Сочетание самых ярких цветовых и тональных контрастов с самыми тонкими изгибами, с самым нежным моделированием лиц, с бесконечно долгой линией, которая завлекает взор в бесконечное скольжение вдоль удивительных форм, поражающих своей неординарностью. Если неординарность рассматривать как модернизм, то Кранах, несомненно, был модернистом. Франсуа-Рене Мартен продолжает рассказывать о Кранахе: «Пикассо, который увлекался Кранахом, изучал его картины и разрабатывал вариации на мотивы его картин (как он это делал с Мане, с Веласкесом). Кранах увлекал Пикассо, вероятно, именно своей современностью. А «Мученичество святой Екатерины» относится к совершенно особому периоду творчества Кранаха.

кранах7

Адам и Ева.

Это самое начало его художественной работы, насколько нам известно, периода начала XVI века, когда он поселился в Вене и который очень быстро закончился. Его работы этого времени относятся к так называемой дунайской школе. Это невероятно выразительные картины с совершенно немыслимой, прекрасной игрой света, в которых работа над пейзажем и светом в пейзаже достигает удивительной глубины. Настоящие шедевры «дунайского направления.

кранах6

Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского.

кранах9

Портрет герцогини Екатерины Мекленбургской.

Потом, когда он вернулся в Виттенберг, на службу к Фридриху Мудрому, работы Кранаха надолго стали заметно иными. Настолько иными, что могли совершенно разочаровать такого крупного искусствоведа, как Фридлендер, специалист по Кранаху начала XX века, который предпочитал венский период. Предпочитал потому как раз, что он казался ему более современным.
Джон РОСС

Лукас Кранах Старший современник Алъбрехта Дюрера, одним из первых на книговладельческих знаках начал изображать духовных лиц.

кранах10

На миниатюре, адресованной проповеднику из Орингена, награвирована мощная фигура Св. Апостола Петра за чтением Библии. В верхней части композиции размещается текстовая часть знака красивым готическим шрифтом. Работа выполнена в технике обрезной гравюры на дереве, получившей Широкое распространение в Европе в XV веке.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта