Капустин Юрий

Капустин Юрий Николаевич (1935) — советский российский художник. Родом с Алтая. Учился в Иркутском художественном училище у Е. Тырновой,  С. Двойноса, М. Воронько. Работает с керамикой, оформляет интерьеры общественных зданий.

Голь на выдумки хитра — поговорка не унижающая, а возвышающая художника, когда ему недоступны дорогие материалы, удобные кисти, изысканные багеты. И тогда он идет на эти самые выдумки: использует весьма простые подручные средства. Так было с Юрием Капустиным, когда ему выпала редкая для сегодняшнего времени удача отдохнуть на морском побережье по приглашению одного богатого хозяина. Море захватило, взбудоражило. Хотелось писать морскую стихию в духе романтических полотен Айвазовского. Но с собой в этой поездке оказались только карандаши и бумага. Тогда художник нашел куски оргалита, смешал на импровизированной палитре зубную пасту с обычным углем и… ощущение шторма на «картине» было передано завораживающе.

Буйвол.   1996 год.   Керамика.

Нападение на лося.   1995 год.   Керамика.

Юрий Капустин любит повторять крылатую фразу, сказанную почти сто лет назад гениальным Врубелем: «Дайте мне грязь — и я нарисую вам пирующих римлян…» Конечно, техника, которую для своих графических серий разработал московский мастер и название которой мы вынесли в заголовок, далеко не грязь, но и традиционно художественным материалом ее не назовешь. О кузбасс-лаке Юрий Капустин рассказывает ниже, а перед этим несколько слов о его творческой жизни.

Якутский танец.   1995 год.   Кузбасс-лак.

Детство и юность художника прошли на Алтае, который и дал темы и образы его керамике, графике, живописи, эмальерному искусству. Образование Капустин получил в Иркутском художественном училище. После его окончания работал педагогом на Алтае, вел изостудию в Барнауле. Одновременно начал серьезно заниматься керамикой. Более 30 лет он создает различные сувениры, декоративные вазы, блюда, композиции, оформляет общественные интерьеры. С 1972 года живет в Москве, но связи с малой родиной не ослабевают. Юрий Николаевич увлечен культурой народов Сибири. Исследования в музеях, изучение научной литературы, поездки по степному и горному Алтаю дали художнику широкие знания о быте и искусстве алтайских скифов, а также о малочисленной народности этого благодатного края — шорцах.Керамические панно Капустина «Пиктограммы шорцев» выполнены с любовью и вдохновением по мотивам самобытных рисунков, размещенных на шаманских бубнах. ремесленных изделиях, коже и дереве. Графика художника также населена фигурками шаманов. охотников, различных мифологических существ, птиц, зверей. рыб. Сказания Алтая обрели в пластике и рисунке мастера новую жизнь, самые фантастические интерпретации, неожиданные образныe грани. Да и сама графическая техника неожиданная и дерзка: густой черный лак, которым покрывают промышленные и коммуникационные трубы. Сугубо утилитарная материя, но каким завораживающим  мерцанием, свежим блеском обернулась она в этих своеобразных «гравюрах»!

Кентавр.   1995 год.   Кузбасс-лак.

Наадай.   1996 год.   Кузбасс-лак.

Тайные силы скифов.   1997 год.   Кузбасс-лак.

Жертвенный огонь.   1995 год.   Кузбасс-лак.

Некоторые советы Юрия Николаевича Капустина:

-Рисунки, выполненные мной не традиционно художественными, а техническими красителями, имеют для меня особое значение.
Обычный кузбасс-лак, черная маслянистая краска, предназначенная для покрытия металлических изделий, проявила удивительные изобразительные качества в контакте с бумагой. Как это часто бывает, Его Величество Случай поспособствовал моей счастливой находке. Я тогда работал над оформлением пионерского лагеря в Рузе Московской области и впервые использовал промышленный лак для художественных целей, обратив внимание на доступность, простоту и непритязательность нового материала, на перспективность и потенциальное разнообразие его применения в станковой графике. Он открыл ранее неизвестные мне возможности эмоционального содержания листа, непохожего на решения в традиционных материалах.

Изучение алтайского эпоса, поиски неординарных форм и средств воплощения языческих образов «Сибирской Скифии» совпали с увлечением черным лаком. Он помог решить творческую задачу наиболее органично и приближенно к стилистической причудливости и сказочной символике древних мифов и легенд. Эксперимент оправдал себя, и по итогам ряда моих выставок было отмечено, что автор «прибег не к формальному повторению пиктограмм и символов, а к их интерпретации в новом материале, оказавшемся очень чутким к языку древности, к его ритмике и интонациям… Колорит обогащается
весьма тактичным введением дополнительных цветов, данных в тонких, почти что нежных нюансах…» (И.И.Купцов).

Как достигаются различные оттенки, нюансы, цветовые вариации? Очень многое зависит от выбора бумаги и от густоты краски. На плотной бумаге можно применять тушь разных цветов, фломастеры, технические красители для
дерева. Кузбасс-лак фиксирует их и предохраняет от размывания рисунка водой. Лак можно разводить бензином до нужной степени густоты и плотности. Бумага выбирается в соответствии с замыслом рисунка. Так, на плотной мелованной бумаге рисунок возможен более точный, контрастный, с широким применением уже перечисленных красителей. По готовности рисунок покрывается с помощью кисти жидким кузбасс-лаком. Лишняя масса легко удаляется тряпочкой, оставляя приятный желтоватый фон и фиксируя
рисунок. На более мягкой бумаге, типа газетной, на «миллиметровке» и других тонких сортах можно получить удачный эффект «обратной стороны». Лаковая масса импровизационно наносится на мягкий лист и благодаря густоте выходит на обратную поверхность, которая в конечном итоге становится лицевой, давая различные варианты тональности и позволяя дополнять полученный сюжет уточнениями и цветовыми акцентами с помощью других красителей.

Разные сорта и тональные оттенки бумаги дают неограниченное количество эффектов и сочетаний. Вообще, процесс этот индивидуальный, творческий, а поиски могут идти в совершенно новых и неожиданных направлениях. К тому же для экспериментов и манипуляций с кузбасс-лаком не требуется исключительных условий, непосильных материальных затрат. Необходим обыкновенный рабочий стол, заменяющий целую мастерскую и специальные печатные станки. Не сомневаюсь, все, обратившиеся к очень экономной и неисчерпаемой технике кузбасс-лака, сделают в ней свои собственные интересные открытия, простирающиеся от широких декоративных обобщений до филигранно-тончайших миниатюр. Надеюсь, об основах и первых попытках работы черным лаком я рассказал и заронил в вас, дорогие читатели, желание искать и совершенствовать эту технику по-своему.

Журнал «ЮХ»

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта