Капустин Юрий
Капустин Юрий Николаевич (1935) — советский российский художник. Родом с Алтая. Учился в Иркутском художественном училище у Е. Тырновой, С. Двойноса, М. Воронько. Работает с керамикой, оформляет интерьеры общественных зданий.
Голь на выдумки хитра — поговорка не унижающая, а возвышающая художника, когда ему недоступны дорогие материалы, удобные кисти, изысканные багеты. И тогда он идет на эти самые выдумки: использует весьма простые подручные средства. Так было с Юрием Капустиным, когда ему выпала редкая для сегодняшнего времени удача отдохнуть на морском побережье по приглашению одного богатого хозяина. Море захватило, взбудоражило. Хотелось писать морскую стихию в духе романтических полотен Айвазовского. Но с собой в этой поездке оказались только карандаши и бумага. Тогда художник нашел куски оргалита, смешал на импровизированной палитре зубную пасту с обычным углем и… ощущение шторма на «картине» было передано завораживающе.
Нападение на лося. 1995 год. Керамика.
Юрий Капустин любит повторять крылатую фразу, сказанную почти сто лет назад гениальным Врубелем: «Дайте мне грязь — и я нарисую вам пирующих римлян…» Конечно, техника, которую для своих графических серий разработал московский мастер и название которой мы вынесли в заголовок, далеко не грязь, но и традиционно художественным материалом ее не назовешь. О кузбасс-лаке Юрий Капустин рассказывает ниже, а перед этим несколько слов о его творческой жизни.
Якутский танец. 1995 год. Кузбасс-лак.
Детство и юность художника прошли на Алтае, который и дал темы и образы его керамике, графике, живописи, эмальерному искусству. Образование Капустин получил в Иркутском художественном училище. После его окончания работал педагогом на Алтае, вел изостудию в Барнауле. Одновременно начал серьезно заниматься керамикой. Более 30 лет он создает различные сувениры, декоративные вазы, блюда, композиции, оформляет общественные интерьеры. С 1972 года живет в Москве, но связи с малой родиной не ослабевают. Юрий Николаевич увлечен культурой народов Сибири. Исследования в музеях, изучение научной литературы, поездки по степному и горному Алтаю дали художнику широкие знания о быте и искусстве алтайских скифов, а также о малочисленной народности этого благодатного края — шорцах.Керамические панно Капустина «Пиктограммы шорцев» выполнены с любовью и вдохновением по мотивам самобытных рисунков, размещенных на шаманских бубнах. ремесленных изделиях, коже и дереве. Графика художника также населена фигурками шаманов. охотников, различных мифологических существ, птиц, зверей. рыб. Сказания Алтая обрели в пластике и рисунке мастера новую жизнь, самые фантастические интерпретации, неожиданные образныe грани. Да и сама графическая техника неожиданная и дерзка: густой черный лак, которым покрывают промышленные и коммуникационные трубы. Сугубо утилитарная материя, но каким завораживающим мерцанием, свежим блеском обернулась она в этих своеобразных «гравюрах»!
Кентавр. 1995 год. Кузбасс-лак.
Наадай. 1996 год. Кузбасс-лак.
Тайные силы скифов. 1997 год. Кузбасс-лак.
Жертвенный огонь. 1995 год. Кузбасс-лак.
Некоторые советы Юрия Николаевича Капустина:
-Рисунки, выполненные мной не традиционно художественными, а техническими красителями, имеют для меня особое значение.
Обычный кузбасс-лак, черная маслянистая краска, предназначенная для покрытия металлических изделий, проявила удивительные изобразительные качества в контакте с бумагой. Как это часто бывает, Его Величество Случай поспособствовал моей счастливой находке. Я тогда работал над оформлением пионерского лагеря в Рузе Московской области и впервые использовал промышленный лак для художественных целей, обратив внимание на доступность, простоту и непритязательность нового материала, на перспективность и потенциальное разнообразие его применения в станковой графике. Он открыл ранее неизвестные мне возможности эмоционального содержания листа, непохожего на решения в традиционных материалах.
Изучение алтайского эпоса, поиски неординарных форм и средств воплощения языческих образов «Сибирской Скифии» совпали с увлечением черным лаком. Он помог решить творческую задачу наиболее органично и приближенно к стилистической причудливости и сказочной символике древних мифов и легенд. Эксперимент оправдал себя, и по итогам ряда моих выставок было отмечено, что автор «прибег не к формальному повторению пиктограмм и символов, а к их интерпретации в новом материале, оказавшемся очень чутким к языку древности, к его ритмике и интонациям… Колорит обогащается
весьма тактичным введением дополнительных цветов, данных в тонких, почти что нежных нюансах…» (И.И.Купцов).
Как достигаются различные оттенки, нюансы, цветовые вариации? Очень многое зависит от выбора бумаги и от густоты краски. На плотной бумаге можно применять тушь разных цветов, фломастеры, технические красители для
дерева. Кузбасс-лак фиксирует их и предохраняет от размывания рисунка водой. Лак можно разводить бензином до нужной степени густоты и плотности. Бумага выбирается в соответствии с замыслом рисунка. Так, на плотной мелованной бумаге рисунок возможен более точный, контрастный, с широким применением уже перечисленных красителей. По готовности рисунок покрывается с помощью кисти жидким кузбасс-лаком. Лишняя масса легко удаляется тряпочкой, оставляя приятный желтоватый фон и фиксируя
рисунок. На более мягкой бумаге, типа газетной, на «миллиметровке» и других тонких сортах можно получить удачный эффект «обратной стороны». Лаковая масса импровизационно наносится на мягкий лист и благодаря густоте выходит на обратную поверхность, которая в конечном итоге становится лицевой, давая различные варианты тональности и позволяя дополнять полученный сюжет уточнениями и цветовыми акцентами с помощью других красителей.
Разные сорта и тональные оттенки бумаги дают неограниченное количество эффектов и сочетаний. Вообще, процесс этот индивидуальный, творческий, а поиски могут идти в совершенно новых и неожиданных направлениях. К тому же для экспериментов и манипуляций с кузбасс-лаком не требуется исключительных условий, непосильных материальных затрат. Необходим обыкновенный рабочий стол, заменяющий целую мастерскую и специальные печатные станки. Не сомневаюсь, все, обратившиеся к очень экономной и неисчерпаемой технике кузбасс-лака, сделают в ней свои собственные интересные открытия, простирающиеся от широких декоративных обобщений до филигранно-тончайших миниатюр. Надеюсь, об основах и первых попытках работы черным лаком я рассказал и заронил в вас, дорогие читатели, желание искать и совершенствовать эту технику по-своему.
Журнал «ЮХ»