Корина Ирина
Корина Ирина Валерьевна (1977) — российский художник, работающий в области инсталляции. Москвичка. Училась в ГИТИСе, в Венской Академии художеств, в Академии в Гётеборге (Швеция).
В фойе офиса-башни энергетического концерна Гepмaнии «RWE AG» проходит выставка известной московской современной художницы Ирины Кориной. Это совместная акция концерна-гиганта и эссенского Музея Фолькванг. Устроители показа в Эссене заметили Корину еще до того, как она стала одной из участниц экспозиции Российского павильона на нынешней Венецианской биеннале, — в феврале этого года, когда в Московском музее современного искусства проходила ее персональная выставка. В Германию художница привезла несколько самых известных своих инсталляций, среди которых -«Колонна» и «Назад в будущее» На открытии выставки удалось задать Ирине КОРИНОЙ несколько вопросов:
— Все отмечают вашу склонность к «вторсырью’.’Чем это вызвано? — — Я же по образованию театральный художник, а в театре очень важны документальность, подлинность. Это отражает приметы времени, дает ощущение стиля эпохи. Это такой визуальный язык, который позволяет зрителю за доли секунд считать информацию с вашего произведения. Во время учебы в театральном институте я очень интересовалась архитектурой, которую нам преподавали такие видные мэтры, как Бархин и Морозов. Поэтому для меня полученное образование оказалось очень нужным — в жанре инсталляции, которой я сейчас занимаюсь. Отсюда-то у меня любовь к «подлинным» материалам. Например, материалы, которые я использовала в новой работе «Колонна», — сумки «челноков». Помните, они были в свое время повсеместно распространены.Та бытовая наша жизнь, которая, что называется, у нас под ногами, ее, может быть, иногда и не хочется замечать, а на самом деле она очень важна и как бы обретает этакую пафосную, патетического форму, похожую, скажем, на египетскую колонну или нечто вздымающееся к небесам. Такие высокие материи затрагиваются, ну а материал, из которого «высокое» складывается, — самый бытовой. Это весьма символическая работа для меня, сделанная из примет времени. .Она — абстрактная и вместе с тем вроде бы основанная на вполне реальных, документальных вещах — начиная от этих гаражей — «ракушек’,’ заполонивших все московское городское пространство, и кончая упомянутыми сумками «челноков», облепленными скотчем, и венчающим колонну ларьком, до боли знакомой нам декорации 90-х годов прошлого века.
— Вашу работу «Назад в будущее» можно было видеть в «Галерее XL»?
— Да, она сделана пять лет назад. Лично для меня работа связана с временем, когда в 70 — 80-е годы вся пропаганда — и в дизайне, и в архитектуре, и в изобразительном искусстве, и в идеях, и в мыслях — была у нас направлена в будущее, являлась этакими мечтами о светлом завтра, о прекрасном далеко XXI века. А когда этот новый век наступил, все как-то сразу стало довольно ностальгическим, включая, например, бренды, которые, спекулируя на этих ностальгических чувствах, паразитируют на моде тех самых застойных 70 -80-х. То есть имеет место парадокс: люди сначала мечтают о будущем, а потом, когда это будущее наступает, они бредят прошлым. Моя работа «Назад в будущее» — как раз о несуразности этой тупиковой ситуации.
Григорий Крошин.
Московский музей современного искусства показывает очередную выставку в рамках программы «Москва актуальная», придуманной ММСИ вместе с «XL Галереей». На этот раз большой, на все четыре этажа здания в Ермолаевском переулке, персоналки удостоилась Ирина Корина. Тридцатиоднолетняя художница, в прошлом году получившая премию «Инновация» (премию практически государственную, но только в сфере современного искусства) в категории «Новая генерация» меньше, чем кто-либо из ее коллег-сверстников, нуждается в льготном определении «молодой художник» Она выставляется уже без малого десять лет и успела не только запомниться и стать узнаваемой, но и пройти несколько этапов в своей творческой карьере.
Выставка Кориной называется предельно лаконично — «Инсталляции» И правда, художница, окончившая факультет сценографии РАТИ (ГИТИС), как никто умеет работать с пространством. Она, наверное, — единственный достойный последователь Ильи Кабакова в придуманном классиком концептуализма жанре «тотальной инсталляции’,’ то есть такой, которую зритель может созерцать не снаружи, а изнутри, оказываясь в ней, как в театральной декорации. Причем Корина в своей театральности выглядит настоящим последователем Станиславского, свято блюдущим принцип «четвертой стены» то есть присутствия невидимой границы между зрителем и сценой. Инсталляции начала 2000-х годов, сразу сделавшие Корину звездой московского искусства, представляли собой не некую иллюзорную даль, манящую в себя, но, скорее, замыкающую зрителя в капсулу, своего рода утробу, навевающую вполне фрейдистские ассоциации.
Одна из инсталляций художницы даже названа психоаналитическим термином «Urangst» обозначающим первичный бессознательный страх, и предлагает не зрелище, но некий в буквальном смысле сногсшибательный пространственно-двигательный опыт. Оказавшемуся внутри темной комнаты зрителю предстоит балансировать на шатающихся и скрипящих половицах и испытывать головокружительное чувство в прямом смысле уходящей из-под ног почвы. Не менее впечатляет и произведение под названием «Назад в будущее» — лабиринт из недоходящих до потолка стен, обшитых белым пластиком, казавшимся футуристическим годы в 70-е, за которыми можно различить монументальные мозаики с фигурами космонавтов в шлемах с надписью «СССР». Когда эта работа впервые показывалась в «ХЦ» посетитель обнаруживал в центре лабиринта модель предыдущего пространства галереи, на удивление убедительно дополнявшую ощущение перемещения во времени.
Без названия. Абстрактный домик для бомжей. 2008 год.
Наделенная фантастическим чувством пространства, Ирина Корина не может не зависеть от конкретного помещения, с которым она работает Так что перевоз ее инсталляций в залы ММСИ потребовал от экспозиционеров большой изобретательности. Получилось все отлично. Но, кажется, сами переезды «XL Галереи» сильно подействовали на эволюцию художницы.
«Позитивные вибрации’,’ одна из последних инсталляций, показанных Кориной в помещении в Подколокольном переулке, которую «XL» покинула, переехав на «Винзавод» и, правда, была этапной работой. Утроба, на этот раз принявшая вид окрашенного камуфляжными пятнами то ли танка, то ли блиндажа, уже не спешит поглотить зрителя. Внутрь уже нельзя войти — можно только заглянуть через окошечко-бойницу, чтобы внезапно обнаружить вовсе не нацелившийся на тебя ствол, а источающий те самые позитивные вибрации рисованный пейзаж, который и оберегает «боевая машина» Надобно упомянуть о том, что Ирина Корина создала это произведение во время беременности.
Так или иначе, но с какого-то момента художницу стали занимать уже не внутренние пространства-капсулы, но разнообразные поверхности — оберегающие, камуфлирующие, но и обманывающие. Корина увлеклась своего рода социологией дизайна — не того, который предлагают глянцевые журналы, но того, который граждане обеспечивают себе сами. Источником вдохновения для художницы стали оптовые рынки отделочных материалов, а любимым материалом — самоклеящиеся пленки с узорами под дерево и кирпич, мрамор и малахит; клеенки в цветочек и клеточку и тому подобное. Она исследует постсоветскую среду обитания так же дотошно, как Кабаков — советские коммуналки, но делает это куда более сочувственно, без заведомого снисхождения и презрения, но, напротив, стремясь разделить народные представления об уюте и комфорте. Такова, например, ее инсталляция «:))» — условные объекты, напоминающие различные неловко приукрашенные теми самыми пленками под дерево предметы обстановки, на каждом из которых ручки, отверстия, выключатели и так далее образуют улыбающуюся рожицу — «смайлик» Но поверхности все же бывают склонны к бунту.
Так, одно из последних произведений Кориной, инсталляция «Ночной тариф» представляет собой ворох тех самых, в веселенький узорчик, клеенок, которые сворачиваются в змееподобные жгуты и лезут по каким-то абстрактным объемам, подобно корням и ветвям оживших растений из фильмов ужасов. Впрочем, возможно, они вовсе не собираются кого-то сожрать, а просто, как и все живое, тянутся к свету.
Ирина КУЛИК.