Храпак Георгий
Храпак Георгий Васильевич (1922-1974) — советский художник. Окончил МХУ памяти 1905 года, учился у П.Петровичева, В.Бакшеева. Участвовал в Великой Отечественной войне как военный художник студии им. Грекова. После войны пишет природу и города Союза.
Бывший особняк Кшесинской, в котором создаётся Музей Великой Октябрьской социалистической революции.
Некий князь, живший в давно прошедшие времена, был человеком весьма подозрительным. Возвращаясь из странствий, он обходил покои замка и втайне от своих вопрошал стены. И — о, чудо! — камни отвечали на его вопросы: князь узнавал обо всем, что случалось здесь в его отсутствие…
Это — одна из абхазских сказок, которые рассказывала моя бабушка Фотинэ, сказка о древнейшем «магнитофоне». Верно, сказка — сущая выдумка, но, если говорить серьезно, древние камни многое знают. Ученые порою разгадывают сокровеннейшие тайны из жизни народов и грозных властелинов, «беседуя» с камнями, как тот древний князь.
В Абхазии несколько сот памятников, взятых на учет государством. С точки зрения историка, по крупицам собирающего правду о прошлом, почти все они представляют большую ценность. Есть среди них весьма эффектные, есть и менее заметные, но тем не менее очень важные для науки.
.Я попросил моего друга художника Георгия Храпака сделать зарисовки некоторых памятников абхазской архитектуры.
Какие же самые древние памятники в Абхазии?
По-видимому, дольмены — каменные могильные сооружения. Строили их очень «просто»: вообразите себе пять игральных карт, «сложите» четыре «стены», а пятою накройте, словно крышей.
Эшерские дольмены. 3-е тыс. до н. э.
Вот и весь дольмен! А теперь вообразите другое. Каждая из карт равна стене небольшого домика, вытесана из целого камня, а все сооружение весит десятки тонн. Вот что такое дольмен в действительности! И возраст его определяется в несколько тысяч лет…
Таких дольменов в Абхазии немало. Встречаются они и в некоторых других местах Кавказа, но более всего — на Северном.
Теперь о самом величественном, на мой взгляд, памятнике.
На южной окраине Сухуми (абхазское название — Аква) берет начало стена, которую ученые называют Великой Абхазской. Она тянется в горы, на север, затем поворачивает на юг, полукольцом огибает почти половину Абхазии и вновь спускается к морю, к устью реки Ингура. Протяженность этой толстенной, воистину циклопической стены — почти 160 километров. Она расчленена боевыми башнями, многие из них многоярусны.
Башни ее возведены на стратегически важных местах. Да и сама стена тянется по удобным для обороны горным массивам, кое-где прерываясь, когда ее может заменить естественный рубеж, трудно доступный для врага.
Встает вопрос: когда построена эта стена?
Одни ученые называют конец восьмого века нашей эры, то есть пору начала расцвета могущественного на Кавказе абхазского царства, Другие относят ее ко временам более древним, скажем, к VI—V векам до нашей эры, когда, как полагают, «внутри» этой обширной стены процветал город Диоскурия, самый значительный из всех городов Кавказского побережья Черного моря. В этом, последнем, предположении, на мой взгляд, есть своя логика. Обычно такие фортификационные сооружения воздвигались в древности вокруг больших населенных пунктов. Крупный город Диоскурия вполне был «достоин» такой стены.
А что было «внутри» этой стены в VIII или IX веках нашей эры или чуть раньше?
Агу-Бедиа или Моква — любимые места абхазских царей? Но ведь они не были большими населенными пунктами, и абхазское царство в то время развивалось динамично, быстро расширяясь, До постройки ли великой стены тут было?!
Любителям археологии есть над чем поразмыслить у стены, есть где попутешествовать.
Абхазские храмы представляют немалый интерес для архитектора. Их стали возводить довольно рано — в VI—IX веках н. э. Безымянные абхазские строители высоко в горах или у самого моря сумели найти формы строгие, объемы величественные.
Недавно в Абхазии отмечали 1000-летие Моквского храма. Известный кавказовед академик М. Броссе, осмотрев в 1848 году этот храм, писал, что он «свидетельствует о большом великолепном искусстве, достигшем высшей степени совершенства».
Менее эффектным, но не менее интересным для изучения является Гагрский храм, построенный в VI веке нашей эры. Теперь он зажат домами, но в свое время одиноко красовался почти у самых волн Черного моря на фоне вечнозеленой горы. Абхазцы, строившие его, были люди героические: они в течение многих веков обороняли свой город. Через Гагру шли удобные пути на север, в Скифию, и на Гагру зарились заморские завоеватели.
Когда смотришь на Гагрский храм и мысленно восстанавливаешь в памяти историю Гагры, то невольно приходишь к выводу: жители этих гор просто не имели времени, чтобы воздвигать памятники более величественные, отнимавшие много сил и средств.
Интерьер Пицундского храма. 10 в. н. э.
Даже в самом кратком слове о памятниках Абхазии невозможно обойти Пицундский храм и античное пицундское городище.
Во втором веке до нашей эры здесь находился город, который называли Великим Питиусом. Римляне содержали в нем гарнизон, Остатки мозаичных полов, храмовых и бытовых сооружений — немые свидетели той эпохи.
Спустя восемь веков Питиус подпадает под влияние Византии. Отсюда идет распространение христианства в Абхазию. Уже в то время существовала епископская кафедра, которую возглавлял епископ Абхазский.
Анакопийская цитадель в Новом Афоне {на Иверской горе) привлекала и с каждым годом привлекает все большее внимание археологов. Здесь были проведены значительные работы в послевоенное время. Но мне кажется, что все главные изыскания еще впереди. Главные изыскания — значит и главные находки, а их с каждым годом накапливается все больше и больше. Камни анакопийской цитадели не до конца еще открыли свои тайны.
Храм Симона Канонита в Новом Афоне сооружен в IX—X веках нашей эры. Лет за сто до этого Анакопия была центром абхазского царства.
Немало книг и отдельных брошюр посвящено памятникам культуры Абхазии. Число их все растет. Часть работ — пожалуй, значительная — рассчитана на туристов. И это вполне естественно. Такие работы привлекают внимание любителей старины к отдельным памятникам, разжигают любопытство, что, в свою очередь, нередко ведет к новым, подчас случайным открытиям.
Рассказать в одной журнальной статье, какой бы огромной она ни была, обо всех памятниках Абхазии просто невозможно. Самое верное дело — это самому увидеть памятники, самому послушать то, о чем говорят их древние камни. Во всяком случае, большое содействие особо интересующимся абхазскими древностями может оказать научно-исследовательский институт туризма, который находится в Сухуми.
Однако повторяю: что может быть лучше, чем самому увидеть и зарисовать себе на память полюбившиеся памятники — прибежище говорящих камней?!
Георгий Гулиа.