Херст Дэмьен

херст7

 

Херст Дэмьен (1965) — английский художник. Один из главных объектов творчества — Бабочки. Они и в картинах, и в инсталляциях, и в фотографиях. Главная тема творчества — смерть.

 

 

 

 

В галерее «Триумф» при поддержке бренда «Абсолют» открылась выставка международной звезды актуального искусства Дэмиена Херста «Мертвые», представляющая относительно новый цикл работ на бумаге, до Москвы показанный только в Лондоне. Самый богатый современный художник, прославившийся инсталляциями с разрезанными тушами животных в аквариумах с формальдегидом, не так давно заявил, что отныне будет заниматься только живописью и графикой классического формата, что и подтверждает его последний проект. «Мертвые» — это серия из тридцати листов, на которых в технике тиражной печати (каждая работа изготовлена в 15 экземплярах) при помощи двухцветной фольги воспроизведено изображение черепа.

херст4

Сочетания цветов — пурпурного, изумрудного, кислотно-зеленого, серого, розового, золотого, черного, серебряного — всегда разные. Переливчатые, сверкающие картинки выглядят, несмотря на всю свою макабричность, нарядно, как украшения для какой-нибудь готской елки. Впрочем, на тех принтах, где краски более или менее контрастны, можно рассмотреть, что череп — не условный, а самый настоящий, один и тот же на всех листах. Это не тот череп, который послужил моделью для знаменитой работы «Ради любви к Господу» — усеянной бриллиантами платановой «мертвой головы» стоимостью 100 миллионов долларов, ставшей самым дорогим в мире произведением современного искусства. Впрочем, его вполне могут узнать посетители первой московской выставки Херста «Новая религия’,’ состоявшейся в том же «Триумфе» в декабре 2006 года. Там он фигурировал в виде изящной отливки из тонированного серебра под названием «Судьба человека». Моделью для скульптура послужил реальный череп скончавшегося двенадцатилетнего ребенка — отсюда отсутствие нескольких верхних молочных зубов и жутковатое зрелище двух рядов непрорезавшихся еще коренных, отчего персонаж выглядит настоящим монстром. Но он был человеком, а Херст остается реалистом.

Впрочем, очень «херстовская» серия «Мертвые» своей разноцветной монотонностью не может не напомнить произведения другого знаменитого художника, а именно апологета тиражной повторяемости Энди Мэрхола, тем более что и великий поп-артист неоднократно создавал композиции с черепом — современные версии классических натюрмортов «vanitas», обозначений «тщеты всего сущего». Дэмиен Херст, к слову, не впервые производит нечто, имеющее отношение к Мэрхолу. В 2008 году британский художник создал по заказу фирмы «Levi’s» коллекцию одежды под названием «Warhol Factory’.’ Неизвестно, есть ли в ней, например, тишортки с черепами, но Херст выпускает таковые и независимо от «Levi’s». Да и сам он носит одежду и украшения с этой символикой.

Впрочем, без него черепа в последнее время, как никогда, в моде. Зловещий символ, впервые (пираты не считаются) появившийся на кожанках радикально контркультурных американских байкеров 1960-х, в последние пода три благодаря инфантильной моде превратился в веселенький черно-розовый узорчик на кедах, футболках и даже сумках, с которыми дети ходят в школу. Если черепа Мэрхола, да и ранние черепа самого Херста, отсылали к барочной живописи, то его нынешний, нарочито орнаментальный и коммерческий проект выглядит диалогом уже с массовой культурой. Но сколь бы декоративными не были вполне себе новогодние игрушки-черепа от Херста, стоит чуть дольше задержать взгляд на работе — и сквозь заманчивые переливы красок проступает щербатый оскал. Напоминанием о том, что преходяща и эфемерна отнюдь не только мода.

Ирина КУЛИК

 

В лондонском собрании Уоллеса проходит выставка самого дорогого и самого скандального британского художника Дэмиена Херста. На этот раз художник показывает свои новые живописные работы. Картины Херста из цикла «Ненапрасная любовь» («No Love Lost») развешены не в отдельном выставочном пространстве галереи, а прямо посреди основной экспозиции, которую составляют работы таких мастеров, как Рембрандт, Ватто, Тициан, Пуссен, Веласкес и Фрагонар. Критики не приняли «нового» Херста — серия «Ненапрасная любовь» была названа безвкусной, непрофессионально сделанной и просто скучной. Дэмиен Херст всегда специализировался на изображении не самых приятных сторон жизни: выставлял трупы животных и рыб в аквариумах с формальдегидом, украшал человеческие черепа бриллиантами — это и превратило его имя в популярнейший бренд на арт-рынке. Хотя сейчас Херст снова взялся за кисточку и масло, по настроению его живописные работы мало отличаются от прежних объектов: на темно-синем фоне холста изображены мистически подсвеченные человеческие черепа и акульи челюсти.

херст5

На вернисаже художник заявил, что «любит смотреть в темноту, потому что она наполняет его желанием жить’.’ Он считает, что «чем глубже ты смотришь в темноту, тем ярче становится свет».  А ранее 44-летний Херст рассказал журналистам, что хочет вернуться к истокам изобразительного искусства. Однако его картины с черепами и сигаретами взбесили критику своей тривиальностью. Критики полагают, что идея размещения Херста среди великих не была изначально провальной, но то, что представил художник, всех разочаровало. Речь идет об откровенно неудачных картинах. В то же время сам провокатор старается игнорировать критику. Он и раньше не испытывал особых иллюзий относительно будущей реакции на свои рисунки и поговаривал: «О, они будут их ненавидеть. Просто ненавидеть».
Пятиэтажная галерея-музей олигарха и коллекционера Виктора Пинчука, расположенная прямо напротив шумного и многоцветного Бессарабского рынка, изнутри напоминает сладкий сон Стенли Кубрика с его «Космической Одиссеей». Стерильная белизна стен, матовый металл лифта, сосредоточенные строгие охранники в темной форме и головокружительный вид (извините за штамп, но голова действительно кружится) из панорамных окон последнего этажа. Киев, и без того сказочно красивый, преломленный стеклами арт-центра, приобретает совсем.уж европейский вид, без всегдашней приставки «восточно-«…

Один из работников «Pinchuk Art Center» посетовал в разговоре на то, что чересчур изысканное оформление интерьеров перебивает экспозицию, отвлекает от самих произведений искусства. Другой же мой киевский собеседник мудро заметил, что, не будь тут таких необыкновенных зеркальных туалетов и кафе, как в космическом корабле, многие и вовсе никогда не приобщились бы к современному искусству, а так заходят поглазеть — и их затягивает. К слову, вход в галерею совершенно бесплатный, и это тоже немаловажно — не только широкий жест украинского олигарха, но и декларация о намерениях. Искусство должно. .. ну не то чтобы принадлежать народу, но хотя бы быть ему доступным. К вопросу о «принадлежать»: украинский миллиардер Виктор Пинчук является совладельцем самой известной работы Дэмиена Херста — знаменитого бриллиантового черепа. В 2007 году этот сверкучий объект под названием «За любовь Гocпoда» был продан за 100 миллионов долларов группе инвесторов, в которую входят сам Херст, его менеджер Фрэнк Данфи и глава галереи «White Cube» Джей Джоплин.

Ретроспективная выставка Дэмиена Херста «Реквием» продлится в Киеве до сентября, так что все желающие смогут пронаблюдать эволюцию творчества одного из самых спорных и дорогих современных художников. Как его только не честят в прессе — в ход идут такие эпитеты, как «фабрика по производству дорогих сувениров» и «попсовик»… При всей значительности явления под брендом Дэмиен Херст одно можно сказать точно: автор он очень неровный. Наряду с блестящими (и не только в буквальном смысле) работами попадаются и откровенно провальные — как по замыслу, так и по общему дурновкусию. Слово «вкус» не очень уместно в обсуждении современного искусства, однако как охарактеризовать оранжевый холст с налепленными на него мухами? Больше похоже на политический плакат, которому суждена совсем недолгая жизнь.

Экспозиция демонстрирует зрителям все то, что они хотели знать о Херсте: туша коровы (муляж, поэтому не пахнет), голова коровы и мухи, кормящиеся подслащенной водой, пошловатые полотна (холст, масло) с белыми черепами на черном фоне, выверенные инсталляции из таблеток, декоративно-интерьерного вида работы с мозаичными узорами из крыльев бабочек… Неподготовленные зрители дольше всего оставались возле этих гламурных псевдовитражей.

херстПроисхождение Мидаса.

Подслушанные диалоги позволили судить о том, что бабочки — самое понятное из искусств. Многие хотели бы приобрести эту коврообразную роскошь, которая так и просится на заставку какого-нибудь голливудского фильма про волшебников, драконов и принцесс.

Самой выразительной композицией лично мне показалась инсталляция из повернутых лезвиями вверх ножей, над которыми парит белый воздушный шар, поддерживаемый постоянным потоком воздуха. Некоторые критики говорят,
что, моп, слишком плоскии символизм, но работа настолько динамична (и даже графична), что не задумываешься о ее концепции, а просто наслаждаешься формой.

Засунутые в формалин акулы (целая и разрезанная вдоль) нашли пристанище во внутреннем дворе (в специально выстроенном помещении). Совершенно отдельным монстром высится скульптура, похожая на сильно увеличенное пособие по пластической анатомии. Она цветная и поэтому совершенно теряется на фоне вывесок разнообразных бутиков. (Кстати, о бутиках: соседняя дверь с входом в галерею — салон по продаже автомобилей «Бентли’.’ Смотрится тут этот магазин донельзя уместно — деньги к деньгам.) Тот факт; что многие работы Дэмиена Херста куплены хозяином галереи, не афишируется широко. Эти покупки эксперты считают спорной инвестицией — за время кризиса работы Херста сильно упали в цене. Впрочем, состоятельный ценитель современного искусства вовсе не собирается их продавать, так что неуместно говорить о некотором инвестиционном провале приобретений.

Те, кто занимается размещением экспонатов в «Pinchuk Art Center» сокрушаются — очень уж неприспособленное помещение: узкие лестницы, маленькие проемы, потолки около трех метров. Все это мало подходит для размашистых инсталляций и массивных объектов — в подобном особняке пристало выставлять малых голландцев или кого-то еще не сильно большого. Впрочем, эти закулисные страдания не мешают посетителям приобщаться к актуальнейшему из искусств. И художнику — его ходячему символу.

Ирина ДРАГУНСКАЯ
Современное ливерное искусство Крупнейшая в мире продажа произведений современного искусства состоялась в Лондоне. Один из самых влиятельных коллекционеров, Чарльз Саатчи, выставил на торги аукционного дома Christie’s 130 произведений из своей коллекции.
Галерея Саатчи была основана более десяти лет тому назад и, по мнению многих критиков, сейчас является официальным лицом британского современного искусства. Появление на публике работ из коллекции Саатчи — всегда скандал. Его часто упрекают в том, « что он провоцирует художников создавать шокирующие публику работы. Не мудрено, что любимым детищем экстравагантного коллекционера стал Дэмиен Херст — великий «консерватор» туш животных в растворе формальдегида.

херст6Одна четверть полиптиха Херста «Любовники» (в банках заспиртованные внутренности двух коров), ставшего топ-лотом аукциона Christie’s.

Именно работа Херста «Любовники» стала топ-лотом аукциона — анонимный покупатель приобрел ее по телефону за $229 тыс. Если новый владелец «Любовников» пожелает вывезти это произведение, неприятности с властями ему обеспечены. Когда пару лет назад Херст пытался выставить подобное творение в США, ему очень долго пришлось объяснять таможне, что его шедевр не может вызвать вспышку «коровьего бешенства». Лишь заверенное авторитетными искусствоведами подтверждение, что ввозимый продукт является «произведением искусства, а не едой», помог художнику пройти таможню.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта