Хитрук Фёдор
Хитрук Фёдор Савельевич (1917-2012) — советский российский художник-мультипликатор, режиссёр, сценарист. Родом из Твери. Учился в институте повышения квалификации художников-графиков у Николая Вышеславцева.
Режиссёр мультфильмов:
— История одного преступления,
— Каникулы Банифация,
— Винни-Пух (3 серии),
— Остров.
Художник мультфильмов:
— Серая Шейка,
— Цветик-семицветик,
— В некотром царстве,
— 12 месяцев.
— Кошкин Дом
Сказку Ханса Кристиана Андерсена о дружбе, растопившей ледяное сердце, мы впервые увидели на экране 50 лет назад.
Для мультфильма продолжительностью 1 час 4 минуты 36 секунд было сделано несколько сотен эскизов. Еще до начала съемок создатели мультфильма стали собирать материал о стране, где происходит действие сказки. О поездке в Копенгаген художники тогда не могли и мечтать. Больше месяца они просидели в библиотеках, пересмотрели огромное количество рисунков, фотографий Дании. Потом художники Леонид Шварцман и Александр Винокуров вместе с режиссером Львом Атамановым поехали в командировку в Таллин, Тарту и Ригу.
— Выбор пал именно на эти города, потому что в них было очень много схожего со Скандинавией, — рассказывает художник-постановщик Леонид Шварцман. — Прибалтийские узенькие улочки, костелы со шпилями в готическом стиле и другие особенности западноевропейской архитектуры.
Внимательный зритель заметит, что площадь в городе, где жили Кай и Герда, очень напоминает центр Таллина.
Образ бездушной королевы мультипликаторы создавали с помощью… «эклера».
— Так между собой мы назвали наш метод съемки, -вспоминает Шварцман. — Сначала эпизод играют актеры, которых снимают на пленку. А потом их контуры, движения переносятся на бумагу в качестве покадровых рисунков. ‘ Впервые похожий метод применил Уолт Дисней в «Белоснежке и семи гномах». «Догнать и перегнать» Диснея советским художникам помог… старый токарный станок французской фирмы «Эклер», который неизвестно зачем стоял в коридоре студии.
— Мы крепили с одной стороны станка экранчик, — рассказывает художник-постановщик. С другой — проектор. Актеров снимали, потом изображение через проектор выводилось на экран, а художник-мультипликатор подставлял к экрану бумагу и переводил на нее нужное для него положение персонажа. Так был создан образ Снежной королевы, которую для нас сыграла Мария Бабанова. Она же потом озвучивала эту роль в мультфильме.
Маленькая Герда говорила голосом «Золушки» Янины Жеймо, а мудрый Ворон
излагал свои взгляды баритоном Сергея Мартинсона.
Мультфильм несколько отличается от сказки Андерсена. Например, Оле-Лукойе (человечка, который дарит сны детям.) в «Снежной королеве» не было, он из другой сказки. Нарисовал человечка Федор Хитрук. Послушав голос актера Владимира Грибкова, Хитрук придумал подходящий к этому голосу образ.
— В книге осколок зеркала попадает в глаза Кая из-за неуклюжих учеников злого тролля, которые поднимают зеркало над городом и случайно его разбивают, — замечает Шварцман. — В нашем варианте сама Снежная королева, услышав слова мальчика, обещавшего посадить ее на печку, жезлом бьет по зеркалу и посылает «злые» осколки к его дому.
Да и финал прдправили. У Андерсена Кай и Герда возвращаются домой взрослыми людьми, вырастает Маленькая разбойница, умирает Ворон. А вот герои мультфильма так и остаются детьми.
По сказке путешествовала Бернара БАТТАЛОВА.