Филиппов Андрей

В лейпцигском арт-центре «Шпинерай» (Spinnerei), занимающем комплекс промышленных зданий XIX века, одновременно с двумя десятками выставок современного искусства открылась инсталляция российского художника Андрея Филиппова. Международный опыт освоения старых фабрик под нужды искусства изучал куратор московского арт-центра «Винзавод» Николай Палажченко.

Новый арт-центр «Шпинерай» занимает гигантский комплекс зданий бывшей хлопкопрядильной фабрики в Лейпциге. Это очередная попытка вдохнуть новую жизнь в депрессивный регион на территории бывшей ГДР. В полумиллионном Лейпциге с нулевой экономической активностью «Шпинерай» действительно выглядит государством в государстве. К галереям и студиям художников, привлеченным практически бесплатной арендой гигантских лофтов, словно специально созданных для современного искусства, присоединились клубы, магазины для художников и маргинальные образования вроде зарисованного граффити байкерского клуба или мастерской для изготовления книг по рецептам самого Гуттенберга. Буржуазный образ жизни представлен в «Шпинерай» магазином дорогих вин.

Первые студии художников в «Шпинерай» появились десять лет назад, еще во времена работы фабрики, и в течение этого десятилетия искусство постепенно вытесняло производство.

filippov1Лебеди.

Сейчас в «Шпинерай» занято арендаторами около 50% площадей, и по словам идейного вдохновителя арт-центра Бертрама Шульце, остальные 100 тыс. м будут заполняться еще лет десять. Поскольку собирать в маленький провинциальный Лейпциг гостей на каждый вернисаж трудно, несколько раз в год все «фабричные» галереи устраивают одновременное открытие выставок, на которое съезжаются многочисленные арт-тусовщики из Берлина, Франкфурта, Амстердама, Нью-Йорка и Москвы. В эти дни тысячи людей ходят по центральной улице бывшей промзоны, на которой сохранились рельсы от узкоколейки, перевозившей гигантские рулоны ткани.Флагманом среди галерей стала легендарная Eigen+art, сделавшая звездами мировой арт-сцены живописцев так называемой лейпцигской школы во главе с молодым, но уже страшно модным Нео Раухом, переехавшая в гигантский лофт на главной улице «Шпинерай» год назад. Вслед за ней свои пространства начали открывать и другие немецкие галереи, а с этого года в «Шпинерай» устроили свои филиалы нью-йоркская галерея с родным для русского уха названием Pierogi и московская «ЕК-Артбюро» совместно с ArtPR International. Первым из русских в Лейпциге выступил Андрей Фидиппов с проектом Saw It. По словам руководителя ArtPR International Александра Есина, задача нового пространства — стать своеобразным посольством русского искусства внутри западной художественной ситуации.

filippov 004Державная спираль из двуглавых орлов.

 

Фигура Андрея Филиппова выбрана для первой русской выставки весьма удачно. Художник с 80-х годов работает с такими узнаваемыми до заезженности символами России, как двуглавый орел и Кремлевская стена, использует их как подобие конструктора для создания новых образов. Немцы уже знакомы с его творчеством: на эпохальной «Москве-Берлине» показывалась его инсталляция «Риму — Рим» с сервированным серпами и молотами длинным столом. В Лейпциге на фоне кирпичных стен старой фабрики он показал спираль из двуглавых орлов и гигантскую пилу с зубчиками в виде кремлевских «ласточкиных хвостов».

filippov2Пила.

Судя по представленным тут же коллажам, у художника далеко идущие планы — та же самая пила представлена на фоне городских пейзажей Москвы, Берлина и Иерусалима. Наиболее эффектно объект смотрится рядом с настоящей Кремлевской стеной — и Андрей Филиппов надеется реализовать эту идею в ближайшее время.

Коллажи с пилой напоминают нашумевшую серию московской группы АЕС «Исламский проект», в которой задолго до 11 сентября художники провидчески изобразили исламизацию всемирно известных зданий от Центра Помпиду в Париже до того же Кремля. Для Лейпцига АЕС выбрали работы из нового проекта Action Half Life, показанного и в Москве на фотобиеннале. Впечатляющие фотокартины с воюющими детишками, сложной композицией напоминающие полотна Босха, участвуют в групповой выставке «Культура страха» в фонде Fiderkiel, ставшей центральным проектом серии вернисажей в «Шпинерай». Лейпцигский опыт кажется весьма поучительным для Москвы, которая только-только присоединилась к мировой моде на переустройство промышленных объектов в художественные центры. Простаивающих в ожидании творческих инициатив фабрик у нас навалом.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта