Феницио Франческо

Франческо Финицио — современный французский художник, мастер инсталляций.

Выставка Трансфер» прошедшая в Центре современного искуства «М’АРС» — второй из семи кураторских проектов, составляющих Гуманитарную программу в области изобразительного искусства «Одна шестая плюс», инициированную Творческим союзом художников России при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ Российской Академии худсжеств и Московского музея современного искусства. Как понятно из названия программы, она посвящена своего рода «нспектированию искусства на территории бывшего СССР и примыкающих государств (они и есть «плюс»). Каждую выставку готовит специально приглашенный куратор. В случае «Трансфера» — это семейный дуэт Евгении Кикодзе и Антонио Джеузы, искусствоведов, работающих на московской арт-сцене с максимально возможной отдачей. Это очень правильный выбор: она — грузинка, он — итальянец, оба осели в России, и им, со своей этническо-географической «вненаходимостью» по определению положено сделать проект о «художниках-путешественниках», преодолевающих государственные границы. В выставке участвуют художники из России, Молдовы и Италии, но кто-то родился в Татарстане, кто-то в Таджикистане, кто-то живет в Берлине, кто-то в Карлсруэ, а кто-то бесконечно снует из страны в страну, так что даже непонятно, как идентифицировать их локальную принадлежность Собственно, о невозможности региональной идентификации в сегодняшнем глобализированном мире и рассказывает выставка.

Но, честно говоря, она ничего не рассказывает — это просто подборка очень хороших работ, ничем между собой не связанных, кроме мерцающе-призрачного местожительства авторов. Хотя, например, настоящий городской сумасшедший, молдаванин Марк Верлан, уединенно живет в парке в Кишиневе, в мастерской, в которую ведут вырубленте в земле ступеньки. Себя он называет Сыном Дождя. Он — гражданин самим собой придуманного государства, знамя которого есть на московской выставке. Но миру открыл Верлана знаменитый куратор австриец Харальд Зееман, и произведения аутсайдера давно путешествуют по всему земному шару, так что творчество отшельника является интернациональным достоянием. Сегодня автор не принадлежит самому себе — даже если захочешь быть анахоретом, питаться акридами и жить в уединенном склепе, международная артистическая мафия тебя найдет, если ты настоящий художник.

Так что настоящие художники сами превращаются в своего рода мафиози. Другой молдаванин (правда, из Берлина), Павел Браилэ, показывает на «Трансфере» видеодокументацию своего перформанса, во время которого он обращал синие с золотым тиснением молдавские паспорта в евростандарт, нанося на обложку, совпадающую по колору с шенгенской, орнамент из звездочек ЕЭС. И народ купился на артистическую провокацию. Только неизвестно, смог ли кто-то с этим «паленым» артефактом пересечь реальную границу.

А вот есть другой вариант художнической диверсии — придумать границу там, где ее не может быть в природе. В видео «Без названия» московской группы «Синий Суп» разграничительные линии появляются посреди моря:- вода будто бы расчерчивает себя изнутри. Описать эту лучшую на выставке работу трудно — поверьте, современное искусство может дать фору любому Айвазовскому.

finicio1Задняя комната.

Хотя любимый материал для арт-деконструкции — это высокий модернизм. Инсталляция «Задняя комната» Франческо  Финициo, итальянца, преподающего во Франции и получившего степень магистра искусств в Америке, посвящена русскому авангардисту Владимиру Татлину и его памятнику 3-му Интернационалу. Какая-то дурная «архитектоническая фантазия» воплощенное в полированном дереве визионерство стоит в вольере с опилками, в котором живут настоящие морские свинки. Они не умеют лазить и прыгать, так что обречены с земли смотреть на возвышающуюся утопию. «Единственное утешение, предоставляемое обитанием в подобном месте, — это хороший секс» — уверяет художник в своем сопроводительном тексте. За время выставки ни одна свинка не погибла но и приплода пары не дали. Искусство правильное явно мешает отправлению физиологических нужд.

Должно бытъ, верность территориальным барьерам — тоже своего рода физиология, только навязанная сверху, в нарушение инстинктов. А неправильное современное искусство инстинкты освобождает, барьеры преодолевая. Поэтому актуальные художники, вечные номады, совершают свое блуждание, будто небесные верблюжата. Это и есть искомый трансфер, которому посвящена изящная и не имеющая строгих концептуальных очертаний выставка в Центре «М’АРС»

Ну, а про следующие экспозиции проекта «Одна шестая плюс» — по мере их открытия.

Федор РОМЕР

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары