Бальдунг Ханс
Яркий представитель германской школы, живописец, график и создатель гениальных витражей Ханс Бальдунг Грин(1480-1545) Грин начал работать в Нюрнберге под присмотром самого Дюрера Однако в какой-то момент Бальдунг по прозвищу Грин почувствовал себя совершенно самостоятельным мастером и решился покинуть Нюрнберг ради Фрайбурга, где можно было заниматься своим делом гораздо спокойнее. Он оказался первым среди живописцев, кто без сомнений примкнул к Реформации. Рационализм возражденцев в его творчестве сочетался с мистикой. Его посещали видения, которые художник в срочном порядке зарисовывал. Он очень торопился, кода работал, потому что никогда не обращал внимание на проработку пластики лица. Лица Марии и младенцев в его исполнении кажутся обобщенно кукольными. Бальдунг передавал светотень контрастами ярких бликов. Чего стоит его «Смерть, целующая женщину» написанная для алтаря Фрайбургского мюнстера.
Амур со стрелой. Фрагмент. 1533 год.
Или брутальный и одновременно какой-то условный амур с горящей стрелой, представленный на выставке. На другой картине Грина изображены двое скорбяиж — можно узнать Марию и Христа в терновом венце. Агрессивные жители неба — ангелочки (почти уже маньеристские) — облепили этих двоих, как надоедливые мухи. Известно, что северные художники, в особенности немцы, ориентировались на деятелей итальянского Возрождения, но непокорно вносили что-то свое — дикое и необузданное. Если ангелов Микеланджело трудно представить «деятелями» преисподней, то маленьких человечков Бальдунга точно можно принять за свиту какой-нибудь королевы Маб.
Показательна одна работа неизвестного мастера — витраж «Скорбящая Мария». Прямо на Богородицу обращены острием вперед острые мечи. Ни о каких схорбях речь идти не мажвт в сюжет заложена откровенная военная символика. Эти мечи смотрят на Марию, но разить они будут нераскаявшихся грешников в аду. Не витраж, а какая-то агитка И такого провокационного материала набралось на выставке в Гамбурге довольно много. Однако пока все это фрайбургское наследство хранилось дома в разделе «христианское искусство? о нем как-то не было повода поговорить как о собрании работ, весьма передовых для своего времени.
Екатерина БЕЛЯЕВА
Не так давно в Британском музее была устроена выставка старых мастеров. Пожалуй, самым большим успехом пользовался рисунок углем, известный как «Похищение Европы». На нем изображена женщина, которую увозит Зевс, принявший форму быка. Как отмечалось в каталоге, сначала авторство картины приписывали Альбрехту Дюреру. Впоследствии эксперты стали считать этот шедевр плодом работы студии Дюрера или его ученика.
Однако в каталоге ничего не говорилось о том, что произведение вывешивалось в апартаментах Гитлера. И нетрудно понять, почему. Ведь такое упоминание могло подлить масла в огонь спора по поводу прав и на другие украденные немцами творения, которые находятся в Британии.
До войны «Похищение Европы» хранилась в музее во Львове. Она входила в коллекцию, подаренную музею польским аристократом Любомирским. Когда фашисты захватили город, их «комиссар по защите произведений искусства на оккупированных территориях» по фамилии Мулманн распорядился допросить куратора музея. Под пыткой он рассказал, где спрятал коллекцию. Рисунки были отправлены самолетов в Берлин. Геринг лично преподнес их фюреру. Гитлер, обожавший Дюрера и даже пытавшийся подражать ему в своих акварелях, пришел в восторг. Он неоднократно брал рисунки с собой во время поездок в ставку на советско-германском фронте, говоря, что хочет чаще на них смотреть.
После того как Гитлер покончил жизнь самоубийством, нацистские офицеры спрятали работы в соляных копях в Австрии. Там их обнаружили американцы. Но вместо того, чтобы вернуть, в соответствии с международным правом, коллекцию Львову, который стал советским городом, они передали ее обнищавшему потомку Любомирских. Этот дар, возможно, был преподнесен в награду за содействие: ведь Любомирский сотрудничал с американской разведкой. Тот моментально продал картины. Потом они попали в руки богатой немецкой семьи Шиллингов, эмигрировавшей из Германии еще до войны. Шиллинги преподнесли работы Британскому музею 5 лет назад.
Помимо Британского музея, работы самого Дюрера или его студии есть в музее Кортолда в Лондоне и в институте Барбера в Бирмингеме. Мартин Бэйли, эксперт по похищенным творениям, говорит: «Не вызывает сомнения, что это работы, украденные нацистами. Британские музеи должны более откровенно рассказывать об истории работ, которые они выставляют».
Украина, как здесь сообщают, намерена выдвинуть просьбу о возвращении коллекции на конференции в Вашингтоне, намеченной на осень. Однако Британский музей не собирается расставаться с сокровищем. Его представитель заявил: «По нашему мнению, Шиллинг приобрел рисунок вполне законно. А теперь он представляет собой неотъемлемую часть большой коллекции, завешанной музею».
Столь жесткая позиция нынешних хозяев не нашла поддержки у Бернарда Тарпье, который в 40-х годах служил в подразделении армии США, разыскивавшем украденное искусство. Признав, что американская разведка поступила «странно», одарив Любомирского, Тарпье говорит, что по справедливости коллекция должна вернуться во Львов.
Владимир СКОСЫРЕВ