Черемных Михаил

Черемных Михаил Михайлович (1890-1962) — один из основоположников и виднейших мастеров советской политической карикатуры, плаката, иллюстрации. Именно ему принадлежала идея создания знаменитых «Окон РОСТА», столь тесно связанных в нашей памяти с именем В. Маяковского. Без рисунков Черемныха нельзя представить себе историю журнала «Крокодил» и других сатирических изданий.

cheremnyh1

Михаил Михайлович родился в сибирском городе Томске. Там он окончил гимназию, поступил на медицинский факультет университета. Но горячее увлечение искусством заставило его вскоре переехать в Москву, где в 1911 году, после двухмесячной подготовки в студии «бубнововалетовца» И. Машкова, Черемных поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Обучаясь в классе К. Коровина и С. Малютина, он в то же время с 1912 года начинает выступать на поприще сатирической графики, публикуя шаржи и политические карикатуры в широко известных тогда журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон» и др. Уже тогда присущие Черемныху остроумие, жизнерадостная импульсивность и здоровая ненависть ко всему косному, пошлому, способность, усвоив достижения своих старших современников, создавать лаконичные и в то же время «формульно» ёмкие характеристики высмеиваемых явлений, принесли ему довольно широкую известность.

cheremnyh 003

В i917 году Черемных, близкий кругам «левой» молодежи, всем сердцем принял революцию и, встав в первые ряды деятелей советского агитационно-массового искусства, с головой ушел в работу плакатиста, активно участвуя во многих революционных художественных начинаниях. Особой популярностью пользовался рисунок «Тов. Ленин за работой (сметающий хлам с земного шара)», опубликованный в 1919 году в праздничных октябрьских номерах газет «Беднота» и «Коммунар».cheremnyh 004

Первые боевые плакаты — «Окна», придуманные Черемныхом и выпускавшиеся Российским телеграфным агентством (РОСТА), появились в том же 1919 году, в разгар гражданской войны. Посвященные самым злободневным событиям, они вывешивались на улицах, в окнах и витринах магазинов.

cheremnyh5

Начал работу над «Окнами РОСТА» Черемных совместное автором стихотворных надписей под плакатами — Н. Ивановым-Граменом. А вскоре к ним присоединились В. Маяковский, О. Брик, И. Малютин, А. Нюренберг и другие художники. «Окна» с их специфическим сочетанием изобразительных «кадров» и энергичных, часто «зубастых» или пламенно призывных подписей сначала рисовались от руки, а затем стали тиражироваться с помощью трафарета. Это способствовало выработке особого, броского и лаконичного языка плакатов РОСТА, часто решенных как сочетание предельно выразительных контрастных цветовых плоскостей и линий, воплощающих изобразительные «формулы» и символы революционной борьбы. Работали не покладая рук. Черемных вспоминал впоследствии: «Было холодно, пухли, работали в шапках и валенках… Если бы кто-нибудь мне рассказал, что он делал 50 плакатов в ночь, я не поверил бы, если бы я сам не делал…» «Цветами революции, назвал «Окна РОСТА» искусствовед Я.Тугендхольд. И действительно, была в этой «красочной истории трех боевейших годов Союза» (Маяковский) какая-то особая красота жизнеутверждения, пульсировала «солнечная» революционная энергия.

После окончания гражданской войны Черемных сотрудничает во многих сатирических журналах того времени — «Красный перец», «Смехач», «Лапоть», «Безбожник у станка», «Заноза» и в первую очередь — в основанном в 1922 году при участии художника «Крокодиле». Как и многие замечательные графики-карикатуристы послеоктябрьского десятилетия — Моор и Дени, Радаков и Малютин, Лебедев и Ефимов, Черемных сосредоточивает теперь силы на борьбе с поднявшими в период нэпа голову врагами нового строя: пережитками церковного мракобесия и «зоологического» черносотенства, с мещанством, обывательской пошлостью и бюрократизмом. То он запечатлевал мещанина из «руководящих», мечтающего у аквариума, как бы ему превратиться в рыбу, чтобы никто не требовал от него самокритики; то изображал типичного представителя «комчванства», возмущенного отсутствием на пляже особых, «фешенебельных» мест для членов партии. При этом изобразительный язык, которым пользовался художник, был чрезвычайно разнообразен. В одних случаях он работал в традициях дореволюционной графики «модерна», активно используя выразительность черных силуэтов и текучих линий; в других — опираясь на традиции лубка и достижения «левого» искусства; втретьих — например,изображая «дубинноголовых» бюрократов, своеобразно «монументализировал» композиции. В его рисунках чувствовался громадный запас острых жизненных наблюдений, жила «врачующая сила смеха», жизнеутверждающая энергия человека эпохи «солнцелова» (В.Хлебников).cheremnyh 006

С конца 1920-х годов Черемных, сохраняя публицистическую остроту творчества, все чаще работает в более приближенной к «натуре» манере, уделяя больше внимания разработке бытовых и психологических характеристик своих персонажей. Рядом с едкими карикатурами на мещан («Гимн клопу», 1932) и приспособленцев («Перестройка на ходу», 1933) в его творчестве 1930-х годов немало проникнутых симпатией и светлым чувством зарисовок примет нового в жизни народа.

Во второй половине 1930-х годов Черемных увлеченно работал над иллюстрациями к произведениям великого русского сатирика М. Салтыкова-Щедрина («Помпадуры и помпадурши», « Мелочи жизни»). В этих работах, исполненных нередко в острогротескной манере, он от души посмеялся над зловещими призраками и «родимыми пятнами» прошлого России — «помпадурством» и головотяпством, чинопочитанием и невежеством.

cheremnyh

В годы Великой Отечественной войны им было исполнено первое «Окно ТАСС» — «Взял фашист маршрут на Прут». Художник стремился развивать в этих плакатах традицию «Окон РОСТА», в суровых условиях войны пробудившуюся к новой жизни. Начал работать Черемных в это время и над серией гуашей «Тыловые зарисовки», воссоздающей атмосферу труда и быта людей в тяжкие и героические годы. В эскизах декораций и костюмов к спектаклям « Русские люди » К. Симонова, «Осада Лейдена» И. Штока (по роману Ш. де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле») и «Дворянское гнездо» (по роману И. С. Тургенева) проявились качества таланта Черемныха, до сих пор не имевшие возможности обнаружить себя: его высокая культура, тонкое чувство исторического стиля, любовь к классическому наследию.

cheremnyh 005

В послевоенные годы Черемных много сил отдает работе с молодежью в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, руководителем плакатной мастерской, а затем и заведующим кафедрой графики которого он являлся. Вторую молодость пережил ветеран советского «сатирического цеха» на склоне лет, когда после XX съезда КПСС в стране началась борьба за оздоровление общества, преодоление негативных явлений в его развитии. Карикатуры, исполненные Черемныхом в конце 1950-х — начале 1960-х годов, направленные против всяческих форм косности, конъюнктурщины, бюрократизма, удивляют живущей в них и сохраненной художником до конца дней молодостью души, некогда, в революционную эпоху, заряженной волей к торжеству здоровых начал жизни, победе над силами, мешающими подлинно человечному ее преобразованию.

В.Петров

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта