Кало Фрида

 

 

 

Автопортрет.

 

 

В 2005 году известный мексиканский галерист и арт-дилер Карлос Нойола приобрел гигантскую коллекцию картин. В общей сложности она насчитывает 1200 единиц, включая картины знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало, ее же эскизы и письма. Нойола не собирался ни перепродавать собрание, ни экспонировать его за пределами Латинской Америки. Но именно безобидная выставка внутри страны и выявила, что многие картины из этой коллекции Нойолы — подделка. Во всяком случае, так утверждают эксперты, изучившие работы Фриды Кало, выставленные в галерее в городе Сан-Митель-де-Альенде. Подозрение специалистов вызвал тот факт, что все представленные картины подписаны одинаково, хотя известно, что художница использовала разные подписи, говорит директор музея Фриды Кало Хильда Трухильо. Кроме того, предметы коллекции не имеют документального подтверждения своего происхождения. Сомнения в подлинности картин из коллекции Нойолы возникли в 2009 году, с момента выхода в США книги Барбары Ливайн «В поисках Фриды Кало» («Finding Frida Kahlo»). В книге впервые дано описание предметов из коллекции мексиканского галериста — коллекцию ни разу не представляли ни широкой публике, ни специалистам. Описываемые в книге Ливайн работы Кало были объявлены подделкой. Между тем Нойола утверждает, что проверил подлинность предметов коллекции перед покупкой имеет относительно их никаких сомнений. Кроме того, он утверждает, что не собирается и в дальнейшем расставаться с собранием. По правоохранительных органов Мексики, уголовное преследование коллекционеру не грозит, так как он не участвовал в изготовлении предметов коллекции.

О Фриде Кало вновь заговорили в начале 80-х годов, когда рок-звезда Мадонна за пять миллионов долларов купила несколько ее картин. К этому времени художницу уже начали подзабывать даже на родине — в Мексике. Но подлинный бум начался после того, как на экраны вышел фильм «Фрида». Главную роль в нем исполнила Сальма Хаек, которая больше других «показалась» режиссеру Джулии Тэйлор. А ведь сыграть Фриду мечтали многие знаменитости, в том числе все та же Мадонна!

Сегодня картины Фриды Кало можно увидеть в самых -престижных музеях мира. Она входит в число наиболее известных художников-примитивистов, а ее история вдохновляет феминисток, особенно в США и Западной Европе. Еще бы, ведь Фрида вместе со своим мужем — знаменитым мексиканским художником Диего Риверой — вела активную политическую деятельность, причем они были ярыми приверженцами «мировой революции».

И еще — она умела влюблять в себя мужчин. Главным же ее избранником оказался Диего Ривера, только вот жизнь с ним причинила ей немало страданий. «В моей жизни было две трагедии, — любила повторять Фрида, — первая — трамвай, вторая — Диего. Вторая была страшнее».

Кто же эта женщина, сумевшая превратить свою жизнь в романтическую легенду?

… Фрида родилась в Мехико в 1907 году. Отец — фотограф, по происхождению — германский еврей, а в матери слились испанская и индейская кровь. Такая вот «гремучая смесь». В раннем детстве она переболела полиомиелитом, из-за чего ее правая нога была короче и тоньше левой. Фрида пыталась преодолеть недуг: плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. Чтобы скрыть явный недостаток своей внешности, стала носить брюки, а после замужества не расставалась с длинными красного цвета национальными мексиканскими платьями. В ее доме, ныне превращенном в музей, в стеклянном шкафу хранится внушительная коллекция ярких одеяний…

А судьба не уставала готовить ей «черные» сюрпризы. Дождливым вечером 17 сентября 1925 года случилась катастрофа. Школьный приятель взялся подвезти Фриду. И автомобиль налетел на встречный трамвай. Парня выбросило из машины, а лопнувшая трамвайная дуга буквально распорола живот 18-летней девушки, раздробив таз и задев позвоночник. Тридцать два раза Фрида побывала на операционном столе — своеобразный мировой рекорд. Выжила. Искалеченная, в стальном корсете, почти вся «упакованная» в гипс, она лежала месяцами в одном и том же положении. Только руки были свободны. И Фрида начала разрисовывать свой «кокон»… бабочками. Вот тогда родители и придумали подарок — принесли подрамник, кисти, краски, холсты. Над кроватью прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла изобразить себя. Автопортреты — основная линия в ее творчестве. «Я пишу себя, потому что именно эту тему изучила лучше всего», — жестко иронизировала она впоследствии.

Когда Фрида, наконец, смогла ходить, то первым делом собрала свои работы и пошла показать их тогдашнему мэтру мексиканской живописи. Его звали Диего Мариа де ла Консепьсон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера-и-Баррьен-тос де Акоста-и-Родригес. А миру он известен как Диего Ривера. Мэтр был огромен и толст, с выпученными от постоянного возбуждения глазами. Недаром самого себя он любил изображать в виде толстобрюхой лягушки с чьим-то сердцем в руке. Вот это была правдивая деталь — женщины обожали его. Но в данной момент 49-летний Ривера был свободен — он только что расстался со второй женой Гваделупой Марин, матерью двух его дочерей. И сразу увлекся двадцатилетней художницей, остроумной, смелой и явно талантливой, а вскоре сделал предложение. Но уже в день свадьбы Диего показал свой взрывной нрав: перебрав текилы, начал палить в небо из револьвера. Увещевания только распаляли разгулявшегося жениха, и Фриде пришлось в тот вечер бежать под родительскую крышу. Правда, проспавшись,
Диего пришел просить прощения…

Вообще, их отношения, по свидетельству близкой знакомой, фотохудожницы Тины Модотти, были «страстными, одержимыми и порой мучительными». Ривера постоянно изменял. Дошло до того, что однажды Фрида застала мужа в собственной спальне, занимавшегося любовью с ее младшей сестрой Кристиной. Ривера пытался оправдаться: «Забудь это как маленькую царапину!» Но Фрида не забыла. Свою обиду она даже выплеснула на холст, нарисовав картину с названием «Всего-то несколько царапина». А сама после откровенной измены решила, что может платить той же монетой.

 Художница Фрида Кало (вторая слева) и лидер американских коммунистов Макс Шахтман (крайний справа) встречают Троцкого и его жену Наталью Седову-Троцкую в Мексике. Январь 1937 года.

Здесь на ее горизонте и возник Лев Троцкий, который оказался в Латинской Америке, спасаясь от сталинского преследования. Мексиканский президент Карденас предоставил ему политическое убежище. Он же попросил своего друга Риверу приютить Троцкого. Поразительно, чем мог увлечь ее уже немолодой, сильно полысевший и изможденный «автор Октября», почти на 30 лет ее старше? Скорее всего на экзальтированную по натуре Фриду подействовал ореол «великого революционера», которому ежеминутно грозила смертельная опасность.

Увлекся и Троцкий, который вместе с женой — Натальей Седовой — поселился в доме Риверы. Он буквально потерял голову, на глазах у всех расточал ей чрезмерные комплименты, без конца передавал любовные записки. Кульминация наступила, когда художница провела наконец сутки наедине с Троцким на загородной вилле в 130 километрах от Мехико. После этого им уже не удавалось скрывать свои отношения, о них узнали и Ривера, и жена Троцкого. Последовали серьезные объяснения. Но если Троцкий так и не решился оставить жену, то между Диего и Фридой произошел разрыв. Разумеется, испортились отношения между Риверой и Троцким: неблагодарному гостю отказали в гостеприимстве.

Расставшись с  Троцким, Фрида стала отзываться о своем недавнем возлюбленном как «о надоедливом старике». Но тем не менее 7 ноября 1937 года, в день рождения Льва Давидовича, все же подарила ему свой «Автопортрет с письмом в руках».

Ривера с Троцким уже не помирились. Более того, художник оказался в числе подозреваемых — после того, как 20 августа 1940 года состоялось роковое покушение на Троцкого. Все знали, что Ривера насмерть разругался с Троцким, так почему бы горячему мужу-рогоносцу не отомстить своему сопернику?..

Брак Севера  и Юга американского континента в художественном выражении.

Ривере пришлось практически бежать в Сан-Франциско. Перебраться туда ему помогла актриса Полетт Годдард — бывшая жена Чарли Чаплина, снимавшаяся в его знаменитом фильме «Новые времена». Позднее в
знак благодарности Ривера поместил Полетт среди персонажей гигантской фрески «Брак Севера и Юга американского континента в художественном выражении» в университете Сан-Франциско. Актриса изображена по правую руку от самого автора, слева же он поместил Фриду, естественно, в национальной мексиканской одежде. На этой же фреске можно увидеть и Чаплина, причем в компании с пародировавшимся им Гитлером. А рядом — Сталин в буденовке и с ледорубом в руке — более чем явный намек на убийство Троцкого.

В связи с покушением на Троцкого арестовали и Фриду.

Правда, через несколько дней отпустили. Она тоже уезжает в Сан-Франциско, где во второй раз выходит замуж за Риверу: Троцкий сначала разлучил их, а после гибели как бы воссоединил снова.

Фрида мечтала о ребенке, но травмы, полученные в автокатастрофе, не позволили ей иметь детей, хотя она и была трижды беременна. Тогда она стала рисовать детей. Чаще всего — мертвых. А кроме этого, член компартии (куда она вступила по примеру мужа) «красная» художница упорно работала над портретами Мао Цзэдуна, Ленина и Сталина. В ее спальне так и остался неоконченный портрет советского вождя. Сталин смотрит сурово, нахмурив брови, на нем белый парадный китель, но — с одним маршальским погоном. Второй погон Фрида не успела дорисовать—умерла от воспаления легких через неделю после того, как отметила свое 47-летие. К гробу, установленному во Дворце изящных искусств — «Бельас Артес», тянулась нескончаемая очередь. Шел дождь. Сохранилась сьемка: Диего Ривера целует мертвое лицо Фриды, и его слезы смешиваются с каплями дождя.

Геннадий КОЧУК, Никита ШЕВЦОВ.

 

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта