Каплянский Борис

Борис Каплянский — известный советский скульптор. Он родился в семье инженера в Москве в 1903 году. Юность его совпала со временем революции и гражданской войны. В Петербурге он закончил классическую гимназию Карла Ивановича Мая в 1920 году, и в 1920 году поступил на живописный факультет Академии художеств, выбрав для себя мастерскую известного живописца К.С.Петрова-Водкина. Но живописью Каплянский занимался только два года и, решительно перейдя в мастерскую скульптора Матвеева, надолго связал с ней свою судьбу. После окончания Академии в 1924 году совсем ещё молодой Каплянский оказался в гуще профессиональных битв за новое революционное искусство. Друзья Каплянского организуют объединение «Круг художников», и молодой скульптор становится его членом. Почти десять лет самостоятельной работы вновь приводят Каплянского к Матвееву уже в качестве ассистента. Но вскоре их разъединяет грозный 1941 год. Каплянский уходит на военную службу, и только в 1945 году возвращается к ассистентству в матвеевской мастерской. После переезда Матвеева в Москву Каплянский ещё несколько лет преподаёт в Ленинградском институте строительного искусства и больше уже не возвращается к педагогической деятельности. Начинается долгий самоуглублённый и самоотверженный творческий путь.

Девушка, сидящая на коленях.

К сорока шести годам Каплянский выполнил важную для понимания всех его дальнейших исканий скульптурную голову «Аня» (1940). Хорошая академическая школа позволила молодому Каплянскому достаточно скоро после окончания вуза включиться в художественную жизнь Ленинграда и пробовать свои силы в разных жанрах. Он выполнял большие многосюжетные рельефы для общественных зданий города, павильонов Всемирной парижской выставки 1937 года, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1937), парковую скульптуру для Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» (1940), участвовал в конкурсе на памятник П.И.Чайковскому.
Первый (довоенный) период творчества Каплянского отмечен вместе с упомянутой «Ане» ещё четырмя значительными произведениями:»Портрет матери» и «Портрет старика колхозника» (1929), «Портрет Брянцева» (1934), «Портрет Дмитриева» (1935).
В процессе лепки портретные головы Каплянского «строятся» как архитектором «строится» проект здания. Каплянский не ставит свои головы в зависимость от традиций пристенной экспозиции. Он компанует их с той же осмотрительностью по отношению к пространству интерьера, к воздушной среде, где им предстояло жить.
1950-е годы в советском искусстве были не самым плодотворным периодом развития станковой скульптуры вообще. Жанр послевоенного портрета в живописи, в графике и скульптуре переживал дальнейшее развитие фронтовой зарисовки. Ордена, медали, звёзды, погоны, пуговицы становятся непременными деталями многих военных портретов. Для Каплянского подобная ситуация должна была оказаться едва ли не кризисной. Его метод работы над портретом был столь далёк от подобных требований, что скульптор сталкивался с неизбежным противоречием своей приверженностью к единственному органическому для него способу в претворения натуры в формах, далёких от прямолинейного копирования и необходимостью соответствовать чуждым ему эстетическим нормам документализма.

Портрет мастера спорта И.Гребенщикова.

Терпеливо, порой возвращаясь к одним и тем же моделям. Каплянский развивает свой тип портрета-головы на новых , более разнообразных композиционных началах. Началом этого нового направления можно считать заново проработанный отлив головы Дмитриева в бронзе в 1964 году. В 1970 году им была выполнена скульптура головы спортсмена И.Гребенщикова. В 1970-71 годах отлиты в чугуне портретные головы архитектора Лансере и рабочего Голубева.

Портреты рабочего Н.Голубева.

Каплянский разрешает задачу композиционного группового портрета. Таковы его портреты:»Три поколения» (1975), «Мать и дочь» (1977-79). В каждом из них прочитываются своя внутренняя суть характера, своя женская индивидуальность. Развивая до совершенства принципы ротации. Каплянский добивается теперь особой многогранности образа в портретной голове. Портрет З.Жигулиной (1970-71) становится для него таким же кульминационном на данном этапе творчества, как когда-то «Аня». Чисто «выглаженное» розовое дерево с нежной, едва поступающей текстурой выбирает скульптор для выражения особенной чистоты и ясности некрасивого лица крестьянки.

Портрет свинарки  З.Жигулиной.

Нет ни одной крупной художественной выставки, где бы портреты, выполненные Б.Каплянским в бронзе и чугуне, мраморе и дереве, не выделялись подкупающей ясностью и чистотой замысла, каким-то особым благородством характера, особой мощью скульптурной формы.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта