Подмаркова Татьяна
Ноябрь в столице Поволжья оказался даже слишком урожайным на современное искусство. Молодые художники приступом завоевывали новые пространства, от торговых центров до исторических руин, на фестивале «Арт-штурм. Новая галерея «Art-propaganda» принимала перформансистов из Питера, Москвы и Ярославля, а также при поддержке «Альянс Франсез» (филиала Французского культурного центра) Самара устроила фотовыставку француженки Анни Ассулин «Руки писателей». Шестую выставку за три месяца своего существования провел арт-центр «XI комнат». Наконец, на днях в городе высадился целый десант топовых российских художников и галеристов во главе с коллекционером Пьером-Кристианом Броше, путешествующим по стране с проектом «Будущее зависит от тебя. Новые правила». Пожалуй, никогда contemporary art не баловал Самару подобной избыточностью имен и событий за столь малый временной промежуток.
По мнению устроителей «Арт-штурма» во главе с куратором и арт-директором галереи «Виктория» Натальей Гончаровой, сегодня актуальное искусство уже не должно считаться экзотикой в проекции. Оно должно быть интересным не только кучке местных интеллектуалов, галеристов и художников,но и менее искушенной публике. И затея, как ни странно, удалась. Откуда-то даже появились деньги и возможность объединить несколько площадок, что, по словам Гончаровой, «является важной идеологической составляющей проекта, так как в диалог вступает местное контекстуальное поле, акцентируемое через искусство».
Фестиваль взял старт в галерее «Виктория» где на выставке «Смерти.net?» были выставлены петербургские авторы из группы «Непокоренные» — Илья Салонов, Кирилл Котешов, Татьяна Подмаркова и Андрей Горбунов. Эти выпускники Мухинского училища обосновались на последнем этаже бывшего оборонного предприятия, на углу проспекта Непокоренных и Гражданского в Питере. Следуя традиции знаменитого вуза в выборе монументальной формы, они наполнили ее новым звучанием. При внешнем, казалось бы, несходстве,авторов волнует соотношение материального и духовного, телесного и сакрального. Тандем Ильи Гапонова и Кирилла Котешова в серии «Первый снег. Кузбасс» представил посетителям крупноформатные станковые портреты шахтеров, дополненные ликами святых. Шахта, по словам самих художников, — это некая граница между жизнью и смертью. Шахтеры словно совершают обряд погребения и воскрешения, каждый день, уходя под землю и возвращаясь наверх.
Из серии «Психология тела». 2008 год.
В работах Татьяны Подмарковой (1973), заполненных телами, которым буквально тесно в рамах, более ощутимо влияние мастеров прошлого — Караваджо и Гвидо Рени. Для них тело было синонимом прекрасного. В интерпретации же самой художницы раскрепощение — демонстративное выставление тела напоказ — становится «символом освобождения от материальной зависимости, от всего физического, от того, что сковывает дух свободы в современном мире.» Наконец, Андрей Горбунов в этом проекте исследует проблему «духовной кодировки», обращаясь к мельчайшей единице нашего существования — молекуле ДНК, хранящей в себе генетическую память. В этой серии художник словно пытается разгадать замысел Создателя на начальном этапе формирования живого организма. Правда, несколько излишняя и малоприятная на взгляд физиологичность этих трехметровых картин несколько пугает.
Помимо традиционных институций, фестивальная программа с участием авторов из Москвы и Поволжья была представлена в торгово-развлекательном центре «ПАРКХАУС» Проект «Как быть?» стал едва ли не самым продуманным на фестивале. Его сокуратором выступил самарский видеоартист Владимир Логутов, работающий в непривычном для художника пространстве торгового центра уже не в первый раз. В среде супермаркета такой жест можно расценивать как художественную провокацию. Сможет ли распознать обычный потребитель в привычной для него среде «враждебный» объект? Или последний станет частью этого фона?
К примеру, вызов зрителю представляют собой «Волжские этюды» Андрея Сайлева, в которых изображение полностью заменяется текстом — описанием несуществующего ландшафта Используя традиционный самарский штамп — волжский пейзаж, художник полностью его деконструирует. Элементы композиции «картины» будь то передний или задний план, соответствуют размерам шрифта Изображение тем самым превращается в текст; читаясь последовательно, а не воспринимаясь разом и вскользь, как это обычно бывает с традиционным пейзажем.
В рамках параллельной программы «Арт-штурма» прошла очередная выставка молодых самарских авторов в галерее-сквоте «XI комнат», а также открылась новая галерея «Art-propaganda’.’ Последняя при поддержке Посольства Франции в Самаре представила фотовыставку француженки Анни Ассулин. Автор, не чуждый специфически французских интеллектуальных изысков, обращается к двойному «портрету» -самого писателя или философа (Леви-Стросс, Жак Деррида, Жан Бодрийяр, Франсуаза Саган) и его рукам как к инструменту-посреднику между мыслью и письмом. Кстати, обрез автономной от тела руки -один из сквозных в эстетике сюрреализма. Исключить из творческого процесса сознание и глаза позволив руке свободно скользить по бумаге, — один из лозунгов этого известного направления.
В целом, фестиваль, как это чаще всего бывает в провинции, стоит ценить не по гамбургскому счету удачных или неудачных художественных идей, а оценить сам факт его проведения. «Блицкриг» по захвату художниками разнообразных пространств города можно считать удачным. Открываются новые галереи, проходят выставки, появляются молодые интересные авторы, готовые превратить любой объект городского ландшафта в искусство. Словом, бум институций докатился наконец из Москвы в более удаленные регионы. Конечно, нельзя сказать, что простой народ валом повалил на выставки, но, по крайней мере, студенческой молодежи в числе зрителей стало больше раз в десять, чем еще несколько лет назад. Contemporary art становится модой, вписываясь в стереотип поведения «продвинутого» молодого человека «Хипстера, как их называют в столице. А если энная часть этой публики не только придет на выставку, чтобы казаться модным, а еще и оценит, собственно говоря, представленные произведения, вот тогда организаторы подобных фестивалей смогут вздохнуть спокойно: культурная революция наконец свершилась!
Светлана ЗАЦЕПИНА, Константин ЗАЦЕПИН