Манайло Фёдор
Фёдор Фёдорович Манайло (1910-1978) — советский украинский художник.
Работы Фёдора Манайло, живописца из Закарпатья, впервые появились на республиканских выставках в Киеве в 1945 году. Для украинской живописи это было обретением одного из самых ярких и значительных имён. Для самого художника — началом новой жизни, ничем не напоминающей первые десять лет его работы. Фёдор Манайло родился в 1910 году в селе Ивановцы на Мукачевщине в семье школьного учителя. Семье жилось тяжко, ничем не лучше, чем односельчанам, как всем в те годы в Закарпатье, кто растил хлеб, виноград и пас на полонинах овечьи отары, кто покидал прадедовскую землю и искал за океаном спасения от голодной смерти.
Фёдору Манайло четыре года, когда начинается первая мировая война, неполных восемь, когда она закончилась, девять — когда умирает отец, инвалидом пришедший с войны, и еду приходится уже во всём быть себе головой. Не зная этого, не понять характер и судьбу будущего художника. Впечатления детства, тогдашний горький опыт остался с ним навсегда, и много позже, когда он стал признанным мастером, у него не было надобности во всей собирательской работе, которую так часто предпринимают художники в поисках сюжетов и тем.
Старинные сокровища. 1940 год.
В своих полотнах он повествовал о том, что знал всегда, сколько помнил самого себя, и жизнь, которая предстала в картинах Манайло, неотделима от его собственной, и потому-то так много личного в каждой из них. В семье Манайло любили искусство. В Ужгородском доме Манайло хранится рисунок его матери — исполненный простодушного изящества букет в узенькой чёрной рамке, память о немногих безмятежных вечерах в ином, деревенском доме.
Наверное нечто бывшее в самом его воздухе, помогло Манайло без колебаний избрать свой путь. В 1928 году по окончании гимназии, Манайло поступает в Парижскую Высшую художественно-промышленную школу. Она готовила мастеров монументального и декоративно-прикладного искусства. Манайло, уже тогда близко знавшему труд художников из народа, легче было представить себя таким, как они, керамистом, резчиком, ковроделом, чем живописцем или графиком. Он знал, что в школе умеют учить студентов делу, которому те собираются служить. Он много работал в студенческую пору. Всё делал не по годам всерьёз. учился рисунку «вообще», композиции «вообще», живописи, обязательной для всех выпускников школы, а потом рисунку, композиции, живописи, согласованным со спецификой монументального искусства, которому он собирался себя посвятить, — так была построена программа. Именно монументальное искусство виделось ему вершиной и венцом всех искусств.