Манизер Матвей
Манизер Матвей Генрихович (1891-1966) — советский скульптор.
Отец художника Гуго Манизера.
Кто бывал в московской подземке, знает, что самая, как бы это выразиться, густонаселенная монументами станция — это «Площадь Революции». Здесь обрели постоянную прописку и парашютистка ДОСААФ, и пограничник с собакой, и хлебороб-механизатор, и студентка с книгой… Всего бронзовых фигур — 76.
Рабочий. 1920 год.
Моделью для спортсменки-дискоболки послужила пензячка.
Один из советских типажей — пензячка Тамара Курбатова.
Родилась она в 1906 году в семье главного городского архитектора города Пензы. Уже после революции Курбатовы перебрались в Первопрестольную, где с 1930-х Тома начала подрабатывать натурщицей у известного скульптора Матвея Манизера.
«Избалованная с детства отцом, она никогда не трудилась на госслужбе, предпочитая вольные хлеба, — отмечал племянник Тамары Павловны Валентин Курбатов. — Вот и эскизы, сделанные тогда Матвеем Генриховичем, были использованы мастером при создании одной из фигур для метро».
В марте 1938-го на станции «Площадь Революции» установили 80 гипсовых скульптур. Но гипс — материал недолговечный, и поэтому лучший друг метрополитеновцев товарищ Сталин, лично осмотревший новую платформу, распорядился отлить скульптуры в бронзе. Несколько лет подряд Манизер занимался переводом памятников в металл. При этом автор довольно основательно переделывал некоторые из своих первоначальных произведений.
У Валентина Курбатова сохранились два старых снимка с изображением обнаженной женщины, лицо и прическа которой будто скопированы со статуи «Площади Революции». На оборотной стороне фотографий четкая надпись: «Московский художественный институт, класс Матвея Манизера».
«Перебравшаяся в Москву тетушка, молодая и красивая, подрабатывала тапершей: играла на пианино во время показов немых фильмов, — продолжает племянник Тамары Павловны. — Через несколько лет она стала даже выступать в балетных постановках, а впоследствии у нее появились и новые творческие пристрастия. Кроме позирования в художественных салонах у разных столичных мастеров Курбатова участвовала в массовке в съемках игровых фильмов.
Вести богемный образ жизни на протяжении долгих лет тетке позволило вполне удачное замужество. Ее супругом стал заслуженный большевик, театральный критик и известный фотограф Леонид Кольберг-Нежданов. А друзьями и частыми гостями дома Тамары и Леонида стали такие литераторы, как Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Илья Ильф, и многие другие».
По воспоминаниям Валентина Курбатова, тетушка всегда очень следила за собой. Два раза в неделю посещала спортзал, занимаясь гимнастикой и волейболом. Строго соблюдала
режим, по которому в час дня у нее был обед, и этому мероприятию не могло помешать ничто.
Однажды соседи сверху залили ее квартиру. С потолка и стен ручьями стекала вода, но Тамара Павловна даже и не думала прекращать полуденную трапезу. А ровно в девять вечера Курбатова ложилась спать. Вероятно, поэтому и прожила 92 года. Пензячка скончалась в 1998 году.
ВЛАДИМИР ВЕРЖБОВСКИЙ
Незабываемой и, пожалуй, одной из наиболее сложных была съемка в студии знаменитого советского скульптора М. Манизера. Матвей Генрихович сам стремился помочь американскому фотожурналисту лучше использовать свет, построить интересную композицию.