Воробьёв Евгений
Евгений Валерьевич Воробьёв не соответствует обывательским представлениям о художниках, он совершенно не богемный человек, не пьёт и не курит. На его взгляд, скульптор должен иметь трезвый взгляд и твёрдую руку. Таким «правильным» он стал не сразу, а с тех пор, как увлёкся скульптурой. Ни художником, ни тем более скульптором Евгений становиться не собирался. Родом из небольшой подмосковной деревни, из семьи, не имевшей никакого отношения к изящным искусствам, после школы вместе с другом он предпринял попытку поступить в медицинский институт. Потерпел неудачу, а тут — армия. Срочную службу проходил на Дальнем Востоке. Потом собрался было поступить в транспортно-авиационное училище, но подвело зрение. Вернулся домой и устроился плотником на деревообрабатывающий комбинат в Нахабино.
Работа работой, но его всё время тянуло рисовать. Брал куски оргалита, обтягивал простынями и писал гуашью картины. Директор частной художественной школы, где он учился, посоветовал обратиться к народному художнику России Сергею Казанцеву. Именно благодаря этому человеку, как считает Воробьёв, его судьба изменилась. Он открыл для себя скульптуру, увлёкся ею и в итоге поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Однако, дойдя до третьего курса, бросил учёбу. Причина — женитьба, рождение сына, житейские трудности. Но занятия скульптурой Воробьёв не бросил. Он изучает опыт великих мастеров, внимает советам Сергея Казанцева, прислушивается к мнению замечательного местного художника-ветерана Ивана Ефимкина.
В своём творчестве Евгений Воробьёв придерживается классической традиции.
— Среди авангардной скульптуры, — говорит он, — конечно, есть интересные работы, но иногда смотрю на некоторые произведения и думаю: как человек на трезвую голову способен подобное сделать и как это может воспринимать нормальный зритель?! Ведь некоторые творения и язык не поворачивается назвать искусством.
Для Евгения Воробьёва всё лучшее, что создано в скульптуре, делится на три эпохи, выразителями которых стали три гиганта: в Древней Греции — Фидий, в эпоху Возрождения — Микеланджело, в наше время — Роден. Молодой скульптор старается равняться на них, считая, что ничего лучшего в мире после этих гениев пока не создано. И ещё его очень привлекает соцреализм. Используя его принципы, он, например, выполнил проект для Министерства туризма, спорта и молодёжной политики РФ.
Хлеб скульптора не из лёгких. Начиная с того, что ему не обойтись без мастерской, что материалы стоят немалых денег и что затраты по доставке скульптуры на выставки тоже весьма ощутимы. Поэтому без посторонней финансовой поддержки скульптору, да ещё из небольшого города, не обойтись. Принцип «Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами» сегодня актуален, как никогда. Евгений Воробьёв благодарен администрации Красногорского муниципального района, где всегда с готовностью откликаются на его просьбы о помощи с участием в той или иной выставке, конкурсе.
В 2009 году на выставке «Традиции и современность» Евгений Воробьёв удостоился премии «Лира». В прошлом году стал лауреатом конкурса «Наше Отечество», проходившего в Манеже, и сейчас готовится к следующему конкурсу, который пройдет в 2012-м. Уже в этом году в Берлине во время проведения Дней славянской культуры работа «Козьма Прутков» заняла первое место в номинации «Классическая круглая скульптура». Кстати, на художественной выставке в Манеже он стал первым в номинации «Аплодисменты жюри» за работу «Город ангелов». Она создана в рамках программы, подготовленной для благоустройства городской среды на уровне первого этажа. По замыслу автора, оригинальные фигуры ангелов должны были украсить улицы Красногорска, создавая у жителей хорошее настроение. Однако помешал экономический кризис, программа так и осталась нереализованной.
Памятники и скульптурные композиции Евгения Воробьёва стоят и в Московской области, и за её пределами. В Грозном на территории, где дислоцируется 46-я бригада внутренних войск МВД РФ, в дар от Красногорского района установлен памятник «Во славу российского воинства» работы Евгения Воробьёва. Есть в этом городе и ещё одна его работа — икона Казанской Божией Матери из искусственного камня, которую скульптор подарил православному храму. На территории 5-го Центрального военного госпиталя ВВС в Красногорске для здешнего храма он изготовил икону святого целителя Пантелеймона. В Тверской области в Завидове рядом со святым источником установлена большая скульптурная композиция, центральное место в которой занимает изображение Николая Чудотворца.
Немало работ Евгения Воробьёва посвящено Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Среди них — большая памятная стела в легендарной деревне Нефедьево в Красногорском районе. Государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина обратилась к скульптору с просьбой создать памятник животным, которые внесли свою лепту в дело Великой Победы. Сейчас он работает над будущей композицией. К конкурсу «Наше Отечество» Евгений Воробьёв собирался создать Триумфальную арку Победы 1941 — 1945 гг., но на время эту идею отложил. Ждут своего часа ещё два проекта, которые он передал на рассмотрение в администрацию Красногорского района: создать Аллею Героев Советского Союза и памятник заслуженному хоккеисту, мастеру спорта, пятикратному чемпиону мира и заслуженному тренеру СССР Евгению Папугину.
На взгляд самого Евгения Воробьёва, жизненные обстоятельства для него складываются удачно. Бросив учёбу, он некоторое время работал в одной из столичных реставрационных мастерских. Когда понял, что серые будни затягивают, не остаётся места для творчества, решил уйти с работы. И именно в тот день, когда принял решение, получил большой заказ. И практически одновременно Евгения Воробьёва пригласили на выставку представлять свои работы от Московской области. Для подготовки к выставке была выделена мастерская. Потом ещё одна, уже большей площади, когда началась подготовка к очередному конкурсу. Сейчас у Евгения Воробьёва скульптурная мастерская в технопарке «Нахабино». Но мечтает о том времени, когда переедет в собственный дом с собственной мастерской, который он уже практически построил в Волоколамском районе.
Несмотря на жизненную необходимость брать частные заказы, Евгений Воробьёв старается работать, что называется, на творчество. Если занимаясь коммерческими проектами, он вынужден выполнять требования заказчиков, то некоммерческие работы — это полная свобода творчества. К ним относится скульптура «Козьма Прутков». Скульптор часто его цитирует и любит говорить о том, что Козьма Прутков хоть и собирательный образ, но так хорошо описан современниками, так прекрасно передан через афоризмы его характер, что скульптору легко представить его внешность. В он этом году Евгений Воробьёв в качестве награды поэтам — победителям конкурса Всероссийского регионального фестиваля-конкурса народного творчества «Пою тебе, земля моя» планирует вручать небольшие копии скульптуры «Козьма Прутков». К слову, он большой люби-тель поэзии, и эту свою любовь старается привить сыновьям; семилетний Даниил увлекается стихами Сергея Есенина, а четырёхлетнему Егору больше по вкусу Владимир Маяковский.
А ещё Евгений Воробьёв успевает заниматься археологией. Он — вице-президент историко-археологической организации в Нахабине. Здесь создан музей, где хранятся он находки участников археологических экспедиций. Большой интерес проявляет молодой скульптор и к философии. Видимо, поэтому и возникла у Евгения Воробьёва идея создать скульптурный портрет Владимира Соловьёва, над которым он сейчас работает. А в будущем он хочет создать такую же мощную скульптурную работу, как «Врата ада» Родена: множество фигур, образов, характеров… Ну что ж, плох тот солдат, который не мечтает стать маршалом.
Елена Быкова