Адамсон Мари

adamson m 55

 

 

Мари Адамсон эстонский художник по текстилю, прфессор.

 

Ковры Мари Адамсон

Наше прикладное искусство находится в данный момент в особенном положении. Между товарами ширпотреба и выставочными экземплярами прикладного искусства — огромная пропасть. Через неё перекинуты немногочисленные узкие мостики — комбинат «АРС» и объединение «Уку». Изделие прикладного искусства нечасто становится достоянием рядового потребителя, и в этом случае оно рассматривается как редкость благодаря неповторимости и высокой цене. Поэтому в настоящее время прикладное искусство — это не изделие, расчитанное на потребление, а всего лишь художественная работа, воплощенная в материале, Прикладное искусство — прежде всего искусство выставочное, связанное с определенными условиями. Так, например, ввиду кратковременности экспонирования высокие требования предъявляются изобразительной стороне: произведение должно быть эффектным и запоминающимся. Такое выставочное искусство привлекательно и необходимо, но все-таки неестественно, что функция прикладного искусства ограничивается только этим.

Мы вновь столкнулись с этой проблемой, фотографируя для журнала ковры Мари Адамсон на ее последней персональной выставке в доме-музее Адамсона-Эрика (в марте 1988 г.) Ни один из новейших ковров Мари Адамсон (из работ последних 10—12 лет) не принадлежит частным лицам. Даже мысленно представить их в интерьере нашего жилища оказалось бы нелегкой задачей. Итак, мы имеем дело с выставочным искусством, предназначенным вовсе не для того, чтобы украсить и внести уют в дом человека, а для того, чтобы художник выразил свои взгляды и идеалы.

Мари Адамсон (р. 29.02.1908) — один из наших старейших мастеров прикладного искусства, активно , участвующих в художественной жизни. Родилась она в Волосово Петербургской губернии, но род ее ( матери происходит из Алутагузе. С 1923 по 1927 гг. i она училась в Рижском художественно-промышленном училище на отделении женского рукоделия. < ° 1928 г. продолжила учебу в художественной школе «Паллас», в 1928—29 гг. совершенствовала свои г знания в Париже. Там художница научилась изготовлять декоративных животных и кукол, чем с большим успехом занималась все последующие годы. Начиная с 1930-х гг. художница занялась монотипией. Особый размах творчество М. Адамсон приобрело в послевоенные годы, когда она создала огромное количество ковров, тканей и вязаных изделей. Она принимала участие в организации Комбината художественных изделий (ныне «АРС») и Института прикладного искусства (ныне i Государственный художественный институт ЭССР). В последнем она преподавала на протяжении 33 лет. С 1960-х гг. Мари Адамсон занялась изготовлением ковров, и это стало для нее основным видом творчества.

Произведения Мари Адамсон обогатила более чем 60-летняя художественная практика, а также опыт, приобретенный в многочисленных поездках за границу. Художница прекрасно знает, что хочет выразить, и настолько же хорошо знает, как это сделать. Столь долгое и столь интенсивное участие в художественной жизни требует особого дара и энергии, а также способности рационально использовать свой творческий потенциал. Творчество художника отражает (а, может, и скрывает) изменения в жизни нашего искусства, в его развитии, а, возможно, и в застое.

Ковры Мари Адамсон, созданные в последние годы, можно разделить на две группы. К первой относятся работы, вдохновленные впечатлениями от природы, в которых мотив природы обобщен и абстрагирован до эффектного декоративного решения. В композициях ковров, как правило, преобладают образы со сложным ритмом.

adamson m 33

Последняя песня на певческом празднике. 1977 г.

Ковры Мари Адамсон часто решены в сине-белых или же коричневых тонах. Этот стиль зародился еще в 1950-х гг. («Цветок папоротника», 1960), получив развитие в последующие десятилетия, с появлением на выставках таких работ как «Источник» (1965), «Каменный цветок» (1966), «Шишка» (1967) и др. За ними последовали такие замечательные произведения, как «Синее яйцо» и «Изба» (оба 1972). Среди новых ковров, навеянных мотивами природы, — «Приглашение» (1980), «День» (1981), «Лоскуты» (1987). Последняя из этих работ напоминает национальные пёстрые одеяла из разноцветных лоскутков. К этой манере относится серия гобеленов «Таллинские картинки «(1977-1980). Ковры, посвящённые Таллинну, Мари Адамсон замышляла ещё в 1950-х годах, в то время они представляли не что иное как панорамы города. Новые ковры-картиныс таллиннскими мотивами решены в удивительно изящной технике (серию «Таллиннские картинки» осуществила Эрна Руус)

adamson m

Таллиннские крыши 1980 г.

В этой манере «живописи шерстяной нитью» переданы окутанные туманом корабли у причала, силует Вышгорода, проступающий сквозь кроны деревьев, и т. п. Лишь небольшой шаг отделяет эти ковры-картины от станковой живописи, однако они не выходят своей декоративностью за рамки прикладного искусства.

adamson m 22
Зов. 1980 г.

Вторую группу новейших ковров Мари Адамсон образуют работы, посвященные социальной тематике. Мы столкнемся здесь с такими глобальными проблемами, как охрана природы, угроза войны, дальнейшие пути развития человечества и т. д. («Чтоб устоять», 1983; «Общность», 1984; «Куда?» 1985; «Свет в тени», 1986). В нашем прикладном искусстве с социальной подоплекой почти отсутствует фигуральный стиль в коврах. Можно назвать лишь отдельные работы Малл Томберг, Ану Рауд и Эльги Реэметс. Мари Адамсон более всех преуспела в этой области. В ее коврах бросается в глаза не только общественное звучание, но и глубокий философский смысл. Если ковры на социальную тематику больше всего подходят для общественных учреждений, то ничем не оправдано то, что ковры, решенные более лаконично и имеющие художественную ценность, можно увидеть лишь на выставках в ряду уникальных произведений. Они должны быть внедрены в производство, чтобы затем по доступной цене придти в наш повседневный быт и украсить его.

adamson m 44
Чайки перед штормом 1979 г.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта