Винтерхальтен Франц

Франц Ксавер Винтерхальтен (1805-1873) — придворный художник Парижа и Лондона, писал портреты венценосных особ разных стран, портреты аристократии. Работал и в России.

Знаете ли вы, что судьба европейской политики часто зависела именно от этих женщин?…

Первая — дочь английского короля Генриха VIII — правила 45 лет, превратив Англию в мощную экономическую, политическую и морскую державу. Необладавшая особенной привлекательностью, она имела сильный, жесткий характер и, по ее же словам, «… в ее слабом и хрупком теле, было поистине королевское сердце!…»

«Веселая Елисавет» — так называли русскую императрицу, дочь Петра I, двадцать лет продолжавшую политику своего Великого отца. Ни разу в жизни не нарушила она клятвы, данной перед вступлением на престол: никогда не подписывать смертных приговоров! Русский «елизаветинский стиль» — это дворцы и парки Санкт-Петербурга, Царского села, Петергофа, это сказочные балы и маскарады и… 15 тысяч платьев в гардеробе Елизаветы!

Елизавета Австрийская

О чарующей красоте третьей — супруге императора Австро-Венгрии Франца Иосифа складывали легенды. Самые сложные хитросплетения политики, самые серьезные конфликты легко решались силой ее гипнотического обаяния. Везде, где появлялась Елизавета, все: придворные, гости, политики, забыв о светских приличиях, разглядывали ее, как произведение искусства. Персидский шах, приехавший на всемирную выставку в Вену в 1873 году, едва не выпал из зрительской ложи в Опере, когда хотел получше разглядеть императрицу. Она же оставалась абсолютно равнодушной к ажиотажу вокруг самой себя и более всего любила уединение, путешествия и верховую езду, по праву считаясь одной из лучших наездниц своего времени…

Е.Н. Сеничина

                                                                                             Дама с веером.     1868 год.

Портрет девушки.

 Один из самых красивых и самых знаменитых портретов австрийской императрицы Елизаветы выполнил популярнейший тогда в Европе придворный художник Парижа и Лондона Франц Винтерхальтер, который написал почти всех коронованных особ и красавиц своего времени.

В 1864 году мастер, находящийся в зените славы, написал два портрета двадцатисемилетней Елизаветы, красота которой, по мнению художника, достигла совершенства.

Елизавета Австрийская

Елизавета Австрийская

Говорят, будто дамы, которых Винтерхальтер писал впоследствии, обижались на него за то, что во время художественных сеансов он то и дело с восторгом вспоминал «фантастически красивую императрицу».

Сотни парадных репрезентативных портретов, призванных украшать салоны знати, созданы работавшим во Франции немецким художником Францем Ксавером Винтерхальтером (1805—1873). Виртуозное владение ремеслом живописца, умение создать эффект зрелищности и выгодно подать модель, скрасив тот или иной недостаток, принесли ему славу блестящего портретиста и сделали придворным художником короля Луи-Филиппа и Наполеона III. В портрете Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой (урожденной Мергасовой), которую за ее красоту и своеобразную внешность называли в Париже «калмыцкой мадонной», Винтерхальтер, как и в остальных работах, преимущественное внимание обращает на тщательность отделки антуража:  меха, бархата, шелка, газа — в ущерб глубине и силы характеристики изображаемого человека. Впрочем, автор и не претендовал на создание психологического портрета. Главной задачей, которую он ставил перед собой и блестяще решал, было создание образа светской «львицы», блистательной красавицы. Пензенский портрет Римской-Корсаковой написан Винтерхальтером в 1858 году. Четыре года спустя он вновь обратится к этой модели, только новый портрет останется в Париже и будет экспонироваться в Лувре.
Село Проказна Бессоновского района Пензенской области хранит столько тайн, что их хватит и на наших внуков.
Мало кто знает, что хозяин Проказны Александр Александрович Арапов, представитель древнейшей дворянской фамилии, был ни много ни мало крестным сыном императрицы Александры Федоровны и императора Александра II.

Но что подвигло венценосных особ на такой поступок? Об этом историки могут только догадываться.

Так же, как могут только предполагать, откуда взялось столь необычное название села. Версии о том, что сюда ссылали прокаженных, или о мордовских языковых корнях местных жителей не устраивают. Им больше нравится легенда о лихих пращурах. Рассказывают, что еще до Араповых этими землями владела помещица Волынская, дама весьма своеобразная. Она якобы разрешала своим крестьянам грабить проезжающих по почтовому тракту. Когда купцам удавалось проскочить опасный участок, они на радостях заказывали молебен и говорили: «Слава богу, проехали проказников». Вот вам и название села Проказна.

Калмыцкая Венера

Интересная история связана и с жемчужиной Пензенской картинной галереи — портретом Римской-Корсаковойвой кисти знаменитого французского живописца Винтерхальтера.

Известно,.что в музей в 20-е годы она попала из усадьбы Араповых. Но как она там оказалась? Ведь портрет известной московской красавицы, покорившей самого Наполеона III, хранился в Ницце. Где Ницца, а где Проказна!

                                                                                    Варвара Дмитриевна Римская -Корсакова    1858 год.

Выяснилось, что сын Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой (в девичестве Мергасовой) женился на дочери Арапова Екатерине и привез в имение жены портрет своей матери. Получается, что «калмыцкая Венера», как звали Римскую-Корсакову в Париже, и крестный сын Александра II — сватья!

Магический портрет появился в Музее одной картины. Сколько секретов скрывает необычайное по красоте полотно с изображением аристократки, пензенцы могут узнать, посетив уникальный музей.

 

Татарская Венера

Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой покинул зал французской живописи Пензенской картинной галереи. Теперь он в центре внимания -в Музее одной картины. Произведение принадлежит кисти известного немецкого художника Франца Винтерхальтера. Первые красавицы Европы выстраивались в очередь к мастеру, чтобы он запечатлел их на холсте.

Как говорят историки, любимой музой художника была «Татарская Венера» Варвара Римская-Корсакова. Мастер мгновенно влюбился в её искрящиеся глаза и написал два портрета «сердцем, а не рукой».

Загадка портрета

Может быть, сильное чувство и стало причиной, по которой портрет до сих пор так притягивает взгляды людей. Совпадение или нет, но во время открытия экспозиции неожиданно прекратился дождь, ливший с самого утра.

Портрет сделан очень талантливо, с высочайшим профессионализмом, — поделился впечатлениями директор картиной галереи Кирилл Застрожный.
-Посмотрите, насколько тонко прописаны детали и переданы оттенки. Винтерхальтер — уникальный художник. Он мог скрыть недостатки но образ вместе с тем, получался узнаваемым.

Тайка раскрыта

Впервые в музее был показан короткометражный фильм «Прикосновение к тайне», рассказывающий о судьбе картины. Его автор -пензенский журналист Лариса Трушина. Стоит отметить, что данный проект был давно задуман бывшим директором картинной галереи Валерием Сазоновым, но осуществить его он не успел — в марте нынешнего года Валерия Петровича не стало. Однако фильм всё же получил жизнь.

Съёмки проходили в селе Проказна Бессоновского района, в бывшем имении помещика Арапова. Здесь с 1881 по 1918 годы в барском

доме находился портрет Варвары Римской-Корсаковой. Каким образом это живописное полотно из Ниццы оказалось в Проказне и о многих других тайнах рассказывает кинолента пензенского журналиста.

Главные роли в фильме исполнили актёры драмтеатра Павел Тачков и Дупенко Вера.

— Спасибо всем, кто принял участие в проекте, — поблагодарила Лариса Трушина.

Ольга Скуднова.

 

Дева-крестьянка

Есть в картинной галерее и еще одна работа, тесно связанная как с родом Араповых, так и с Александром Сергеевичем Пушкиным, вернее с его вдовой Натальей Николаевной.
Это работа кисти Макарова «Портрет сестер Араповых». Выяснилось, что братья Араповы были женаты на родных сестрах Ланских. Но ведь именно за Ланского и вышла замуж вдова Александра Пушкина!

Гуляет по Проказне и еще одна «живописная» легенда. Говорят, что в храме Михаила Архангела Богородица — с лицом крестьянки! Бытует мнение, что иконописец, которого пригласили расписывать местную церковь, безумно влюбился в крестьянку из села Проказна Аграфену Комарову и придал Деве Марии черты возлюбленной!

Изучением истории родного села занялись ученики местной школы еще полвека назад. Благо нашлась руководитель-энтузиастка, учительница русского языка и литературы Лидия Ивановна Булычева. По ее инициативе ребята успели записать воспоминания личного камердинера Араповых Василия Семеновича Кожевникова и собрать уцелевшие подлинные фотографии. В планах — создать музей села.

Прототип героини

Но сама Лидия Ивановна тоже уникальный «экспонат». Много лет назад тогда еще совсем молодая учительница стала прообразом героини рассказа Николая Почивалина «Оскомина».

Проказна до сих пор хранит много тайн. Но разгадать их одним школьникам не под силу. Начальник управления образования Бессоновского района Александр Воронков уверен, что без помощи будущих историков из педагогического университета не обойтись. И приглашает их на летнюю практику.

Марина СЕРГЕЕВА

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары