Винт Маре

Маре Иоханосовна Винт  (1941) — эстонская художница.

— Но как красиво! — сказала Маре, и я вслед за ней обернулся к окну: за дорогой начиналась еловая роща. Темная зелень, прогнувшаяся под тяжестью снега… Техника Маре Винт необычна: черная тушь, черная линейная литография и… цветной карандаш. Обычный, детский цветной карандаш. — Выбор был, наверное, случайный… Цветной карандаш — это так естественно, недаром его любят дети…— говорит Маре.— Я люблю рисовать — листья, птиц, стены дома, ограды, увитые зеленью… Думаю, все дело в том, что я все-таки график, и у меня на первом месте — образы, а потом уже цвет. Почему я так люблю птиц? У меня очень часто это спрашивают, но я вряд ли смогу точно ответить. Скорее всего птица для меня, как дерево или какой-нибудь камень — один из символов природы.

В парке.  (фрагмент)

Потом, к концу 70-х годов, птицы постепенно исчезают с работ Маре. Будто их спугнули и они только что поднялись и улетели. На работах остаются… перья. Перо, летящее на фоне стены. Перо, скользящее в воздухе около стебля с ягодой малины. Детали перьев проработаны так, что кажется, они живые. Маре призналась, что многие порой спрашивают, не приклеила ли она на бумагу настоящие.

Тщательно проработанные детали, фон, выполненный в виде мельчайших чешуек, напоминают чем-то хрусталь баккара. Сравнение всплыло совершенно отчетливо, когда я узнал, что в Таллинском художественном институте, который Маре закончила в 1967 году, она училась на дизайнера по стеклу. Повлияло ли то, что она делала эскизы стекла, на ее нынешнюю работу? Маре пожимает плечами: «Трудно сказать, может быть… Стекло тоже требует лаконичности образа, тонкости работы*-. Странные символы: обтекаемые, смягченные формы природы и геометрия сооруженного человеком. Геометрия стен, решеток ограды, оконных рам. «Вот окно и дверь. Они отделяют один мир от другого. Стена или решетка тоже — это как бы переход от одного к другому…» — поясняет мне Маре.

В эстонском пейзаже нельзя обойти стороной море. И у Винт оно — от общего фона до… мокрых песчинок на берегу. Песок, еще живой от только что откатившейся волны, камешки и большие красивые ракушки. «Я хотела передать настроение летнего берега…» — говорит Маре. Кроме нескольких работ, конкретных пейзажей у Винт мало. Есть, например, серия из трех работ карандашом — «Маяки», представленная на осенней выставке эстонских художников в Таллине в январе — феврале I985 года. Есть реально запечатленные детали, такие, как огромный камень в северной Эстонии или веточка с гусеницей —
сюжет, привезенный из Лахемааского национального парка. Но даже если бы не конкретные детали, не реальные места (которые вряд ли узнают многие), все равно видно — работы именно эстонские: их «выдает» какая-то северная сдержанность, лаконичность, негромкая будничная скромность и искренность. Лишь на расстоянии кажется, что Эстония — маленькая и всюду одинаковая. «Так как я сама из северной Эстонии, то мне северная Эстония просто ближе. Южная Эстония — холмистая, она немного другая, хотя тоже очень красивая»,— объясняет свои пристрастия Маре.

…Смотрю список призов, полученных Маре Винт: Риека (Югославия), 1972 год, Международное бьеннале рисунка; Люблюна (Югославия), 1975 год, Международное бьеннале графики; премия газеты «Сирп я васар» (Таллин), 1977 год, IV триеннале графики Прибалтики,— и думаю, ведь глубоко национальные работы прельщают и тех, кто смотрит на них за многие километры от Эстонии, кто в Эстонии никогда не был. Кроме нескольких персональных и групповых выставок в Таллине и Тарту, Вша с успехом демонстрировала свои работы в Финляндии (Пори — 1982г. и Хельсинки — 1983 г.) и США (Питсбург — 1983г.).

— Посмотрите,— позвала к окну Маре. День угасал, солнце стремительно опускалось за горизонт. Каждую минуту освещение древних стен менялось. Надо было успеть увидеть эту красоту.
Никита Кривцов

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары