Винт Маре
Маре Иоханосовна Винт (1941) — эстонская художница.
— Но как красиво! — сказала Маре, и я вслед за ней обернулся к окну: за дорогой начиналась еловая роща. Темная зелень, прогнувшаяся под тяжестью снега… Техника Маре Винт необычна: черная тушь, черная линейная литография и… цветной карандаш. Обычный, детский цветной карандаш. — Выбор был, наверное, случайный… Цветной карандаш — это так естественно, недаром его любят дети…— говорит Маре.— Я люблю рисовать — листья, птиц, стены дома, ограды, увитые зеленью… Думаю, все дело в том, что я все-таки график, и у меня на первом месте — образы, а потом уже цвет. Почему я так люблю птиц? У меня очень часто это спрашивают, но я вряд ли смогу точно ответить. Скорее всего птица для меня, как дерево или какой-нибудь камень — один из символов природы.
Потом, к концу 70-х годов, птицы постепенно исчезают с работ Маре. Будто их спугнули и они только что поднялись и улетели. На работах остаются… перья. Перо, летящее на фоне стены. Перо, скользящее в воздухе около стебля с ягодой малины. Детали перьев проработаны так, что кажется, они живые. Маре призналась, что многие порой спрашивают, не приклеила ли она на бумагу настоящие.
Тщательно проработанные детали, фон, выполненный в виде мельчайших чешуек, напоминают чем-то хрусталь баккара. Сравнение всплыло совершенно отчетливо, когда я узнал, что в Таллинском художественном институте, который Маре закончила в 1967 году, она училась на дизайнера по стеклу. Повлияло ли то, что она делала эскизы стекла, на ее нынешнюю работу? Маре пожимает плечами: «Трудно сказать, может быть… Стекло тоже требует лаконичности образа, тонкости работы*-. Странные символы: обтекаемые, смягченные формы природы и геометрия сооруженного человеком. Геометрия стен, решеток ограды, оконных рам. «Вот окно и дверь. Они отделяют один мир от другого. Стена или решетка тоже — это как бы переход от одного к другому…» — поясняет мне Маре.
В эстонском пейзаже нельзя обойти стороной море. И у Винт оно — от общего фона до… мокрых песчинок на берегу. Песок, еще живой от только что откатившейся волны, камешки и большие красивые ракушки. «Я хотела передать настроение летнего берега…» — говорит Маре. Кроме нескольких работ, конкретных пейзажей у Винт мало. Есть, например, серия из трех работ карандашом — «Маяки», представленная на осенней выставке эстонских художников в Таллине в январе — феврале I985 года. Есть реально запечатленные детали, такие, как огромный камень в северной Эстонии или веточка с гусеницей —
сюжет, привезенный из Лахемааского национального парка. Но даже если бы не конкретные детали, не реальные места (которые вряд ли узнают многие), все равно видно — работы именно эстонские: их «выдает» какая-то северная сдержанность, лаконичность, негромкая будничная скромность и искренность. Лишь на расстоянии кажется, что Эстония — маленькая и всюду одинаковая. «Так как я сама из северной Эстонии, то мне северная Эстония просто ближе. Южная Эстония — холмистая, она немного другая, хотя тоже очень красивая»,— объясняет свои пристрастия Маре.
…Смотрю список призов, полученных Маре Винт: Риека (Югославия), 1972 год, Международное бьеннале рисунка; Люблюна (Югославия), 1975 год, Международное бьеннале графики; премия газеты «Сирп я васар» (Таллин), 1977 год, IV триеннале графики Прибалтики,— и думаю, ведь глубоко национальные работы прельщают и тех, кто смотрит на них за многие километры от Эстонии, кто в Эстонии никогда не был. Кроме нескольких персональных и групповых выставок в Таллине и Тарту, Вша с успехом демонстрировала свои работы в Финляндии (Пори — 1982г. и Хельсинки — 1983 г.) и США (Питсбург — 1983г.).
— Посмотрите,— позвала к окну Маре. День угасал, солнце стремительно опускалось за горизонт. Каждую минуту освещение древних стен менялось. Надо было успеть увидеть эту красоту.
Никита Кривцов