Тюбке Вернер

 

tjubke1За этого художника немцам никогда не приходилось стыдиться. То, что он родом из ГДР не помешало ему стать выдающимся человеком своего времени. Учился Вернер Тюбке (1929-2004)  в послевоенные годы в ремесленном училище в Магдебурге. Высшее образование попучил в знаменитой лейпцигской Школе графики и книжного искусства, а затем изучал живопись и психологию в университете Грайфсвальда С 1952 года Тюбке работал в Центральном доме любителей искусств в Лейпциге, а в 1954-м он становится членом Союза художников ГДР В год разрушения Берлинской стены, в 1989 году, Вернера Тюбке избрали вице-президентом Союза художников ГДР Для кого-то падение режима стало трагедией, но только не для Тюбке. Международное признание пришло к художнику в 80-е годы. В 1982-м он становится членом Королевской академии искусств в Стокгольме, в 1984-м -профессором международной Летней академии в Зальцбурге, в 1988 году -почетным членом Академии искусств СССР В 1984 году его работы были представлены на Венецианской биеннале. После объединения Германии, кода музеи из двух половинок одной страны собирали по частям разрозненные коллекции, картины художников из ГДР отправили на свалку истории — их перестали экспонировать, разве что изредка и в небольшом количестве. А за работы Тюбке была борьба, хотя многие критики осуждали его полотна. Споры были связаны не с идеологией -советский он или не советский — а с актуальностью и неактуальностью сюжетов, которые всю жизнь волновали Тюбке. Его картины по стилю и внутреннему содержанию оказались более всего близки к старонемецкой и голландской живописи — Дюреру, Босху. События, на них отраженные, происходят в мире Средневековья и несут в себе черты приближающейся апокалиптической катастрофы, которая должна уничтожить этот мир. За это одни художественные критики осуждали его как ренегата современности, бегущего от насущных проблем в прошлое, другие же восхищались его прекрасными и качественно выработанными живописными полотнами, называя Тюбке талантливым певцом постмодернизма.

В этом поду художнику исполнилось бы восемьдесят лет (он умер несколько лет назад), и нашлись люди, которым эта дата небезразлична В Культурфоруме берлинского Народного банка на Будапештерштрасе (район Зоопарка) устроили гигантскую ретроспективу работ Тюбке.

Выставлено все творчество художника — от юношеских набросков пятидесятых годов до гигантоманских картин начала восьмидесятых.

Сам Тюбке мыслил себя принадлежностью традиции старой итальянской и немецюй живописи. Поэтому он похож разом на Альтдорфера, Босха Брейгеля, Бото«елли, Эль Греко и Микеланджело.

Ранние картины Тюбке были посвящены истории немецкого рабочего движения и Второй мировой войне. Фантасмагорическая серия посвящена зловещей фигуре национал-социализма -доктору юстиции Шульцв, из которого Тюбке сделал сюрреалистического ангела смерти. Последняя работа мастера — панорама, окружающая зрителя кошмаром и диким триумфом Крестьянской войны эпохи Реформации. Ее размер -14 метров в высоту и 123 метра в шцрину. Над этой панорамой Тюбке работал с 1975 года много лет заняли подготовка изучение первоисточни-ксв. рисоваже эскизов. Собственно изготовление монументального полотка длилось 13 лет — за это время для его экспонирования в Бад-Франквнхаузене был отстроен Музей-панорама. Эту работу сделанную как госзаказ, высоко оценили, тем не менее, и критики из прогрессивных стран. Интересна и другая картина из серии «партийных» работ — «Социалистическая молодежная бригада» (на ней изображена шикарная и манерная золотая молодежь). Когда к этой картине подходишь, хочется разобраться, как же она сделана: поверхность гладкая и твердая, как у иконы, мазков не видно, видны тончайшие то ли штрихи, то ли царапины, они сливаются в определенного рода тканую поверхность. Она похожа на шелк тончайшего плетения.

Пространство на картинах Тюбке причудливо изогнуто, тела деформированы, голова персонажа может быть нарисована с другой точки зрения, чем его спина. И все слегка вывернуто, искривлено, сдвинуто, все столкнуто лбами, стиснуто. Тут Тюбке опирался на исторический опыт в немецком, так называемом северном ренессансе был момент, кода художники уже научились рисовать носы, локти и плечи, как требовала итальянская мода, но продолжали строить картины, как средневековые иконописцы. Вот как раз на них очень похож Тюбке.

Можно до бесконечности размышлять над его картинами: сравнивать художника с великими мастерами из прошлого или называть его «анахронизмом», но в любом случае вспоминать, что такой масштабный художник жил и работал в эпоху ГДР, приятою.

Александра Германова

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта