Лисицына Дарья
Дарья Лисицына — художница из Пензы побывала на суперкреативном фестивале молодых скульпторов и архитекторов «Кенарт — европейский культурный мост». Он проходил в Архангельской области, в природном заповеднике «Кенозеро» и собрал участников не только из России, но и из Чехии, Словакии, Голландии, Германии, Бельгии. «Каждый художник должен был создать арт-объект, который удачно вписался бы в ландшафтный театр «Северный экватор» и еще больше объединил бы человека с природой», — поясняет Дарья. Участники по-разному подошли к заданию. Один изваял смотровую вышку в технике традиционного сруба, другой соорудил скамью-ладью, третий с помощью камня и дерева превратил естественное русло ручья в живую скрипку. А вот Даше для претворения своей идеи в жизнь понадобилась… бензопила! «До этого на других фестивалях я уже пыталась с ней управляться, — улыбается мастерица. — не скажу, что это легко, особенно для хрупких девичьих рук — все-таки весит она примерно 7 кг! Самое сложное — ее завести. А дальше работа идет уже как по маслу».
На возведение арт-объекта «Внутри Бога» у Дарьи ушла неделя. Все это время она не видела ничего, кроме барханов опилок и огромных оводов, которые совершенно распоясались в архангельских лесах. Тогда стояли белые ночи, и жужжащие твари нипочем не хотели ложиться спать. «У моей четырехметровой конструкции три грани — они символизируют триединого Бога, — поясняет Дарья. — Наверху славянский символ солнца, по бокам — крылья, птички, рыбки и… даже серп и молот! Но самое главное действо происходит внутри». По замыслу нашей землячки, каждый, кто зайдет «внутрь Бога», сможет почувствовать себя властелином мира — стоит подергать за веревочки, как на башенке зашевелятся крылья и заходят ходуном деревянные руки с разными религиозными символами. «Думаю, такая штука не помешала бы нам в Пензе, — улыбается Дарья Лисицына. — Если посильнее подергать за веревки, то, наверное, и дождь можно вызвать». Но изобретение пензенского архитектора осталось в Архангельской области. Рукокрылый деревянный идол возвышается у дорожной развилки на туристической стоянке около пяти заповедных озер. И ни один путешественник не проходит мимо равнодушно.
Птичка «Игорёк Горыныч»
В Пермь приехал ящер из Пензы
Известный пензенский архитектор Дарья Лисицына приняла участие в международной арт-резиденции «Современная деревянная скульптура» в Пермском крае. Вместе с ней мастера из Москвы, Санкт-Петербурга и даже Мексики создавали объекты для украшения городского пространства.
«Пермь меня совсем не впечатлила, несмотря на белые ночи, — рассказывает Дарья. — Все плохо: пыль, грязь и общепит. Единственное, что поразило до глубины души, — это красивые закаты и местная галерея деревянной скульптуры. Настоящий хранитель со связкой ключей провел нас по тайным складам невыставленных изваяний. Эта коллекция уникальна, так как вся создана на религиозную тематику и по большей части самородками без художественного образования».
Свой арт-объект Дарье предстояло возводить в Губахе. Это маленький промышленный город под Пермью, над которым постоянно горит огромный огненный факел (завод по добыче кокса).
Идею для изваяния навеяла сама Пермь: наша землячка решила сделать деревянного птицеящера «а-ля пермский период». «Это переходная форма, когда ты еще не птица, но уже и не динозавр», — поясняет Дарья.
В качестве рабочей площадки мастерам выделили старый парк с действующими ретроаттракционами. «И я, как всегда, промахнулась,
— улыбается Дарья. — Моя «птичка» получилась в два раза больше, чем я планировала — около 4 м высотой и 5 длиной. Благо, было много добровольных помощников — . даже один социолог, который красил доски в перерывах между опросами граждан».
Теперь пензенский птенец
— на ПМЖ у местного театра «Доминанта». Глава города нарек его Игорем и уже подкармливает конфетами. Сейчас Игорек Горыныч радует детей Губахи своим радужным оперением. А Дарья Лисицына готовится к новым творческим свершениям.
Ксения ВДОВИКИНА
Cкульптор из Пензы Дарья Лисицына отличилась на «Праздниках топора» сразу в двух городах — Суздале и Томске.
«На такой необычный праздник охотно съезжаются иностранцы — скульпторы, плотники, столяры из Финляндии, Германии, Великобритании, Аргентины, Белоруссии, ну и, конечно, наши соотечественники, — рассказывает Дарья. — Чего тут только нет! Например, полностью деревянный танк!»
Впрочем, прогресс никто не отменял, поэтому на фестивалях работают не столько топорами (скорее, это просто символ русского ручного труда), сколько современным электроинструментом.
И если в Европе на подобных праздниках увидеть женщину не редкость, то в России дамы с бензопилами -это пока событие из ряда вон выходящее. Именно поэтому творческая площадка нашей землячки приковала к себе внимание сотен посетителей.
В результате состязаний в Суздале Дарья Лисицына заняла второе место за работу «Матерь Сва», а в Томске стала третьей — жюри высоко оценило ее деревянную скульптуру «Русая коса — девичья краса».
Ксения Вдовикина.