Лабас Александр

labasЛабас  Александр Аркадьевич (1900-1983) — советский художник.

 

Не сговариваясь, музеи и галерея -и тот и другая очень респектабельные и именитые — отмечают 110-летие со дня рождения Александра Лабаса практически одновременно, но с изрядным опозданием. Александр Аркадьевич родился в Смоленске в феврале 1900 года, а чествовать его стали в нынешнем сентябре. Наследие его представляют конфликтующие потомки — сын и племянница, что тоже вносит некоторый диссонанс в торжества. И раз уж логики и органики никак не получается, то и наша газета на две выставки Лабаса отвечает двумя очень разными репликами-рецензиями, с точки зрения представителей разных поколений и эстетических ориентиров. Но оба автора, как вы заметите, художника нежно любят. И по заслугам.

Легкое дыхание

Эскалатор метро с авторского эскиза афиши к выставке почти тридцатипятилетней давности увлекает вверх зрителя выставки сегодняшней, у которого сразу захватывает дух. Высота, воздух, движение — вот лейтмотив творчества этого пронзительно-прозрачного, легкого до невесомости художника. Мощный эмоциональныйй импульс от его искусства ощущаешь сразу, как только входишь в пространство галереи «ПРОУН» на «Винзаводе» Но проект Марины Лошак под названием «Александр Лабас. 1976. Кузнецкий мост» и с подзаголовком «Воспоминание о выставке» — не обычная ретроспектива. Куратор приглашает посетителя отправиться в путешествие по времени, ненадолго вернуться в прошлое.

В конце мая 1976 года в выставочном зале Союза художников СССР по адресу Кузнецкий мост, 20 открылась первая за 76 лет жизни мастера персональная выставка живогоси и графики. Почти полвека Лабас скромно ждал своей первой «персоналки». И готовился он к ней с невероятной ответственностью, тщательно и скрупулезно. Получив план экспозиционного пространства, вырезал из бумаги в соответствующем масштабе «стенки» на которых размещал «картины». Он даже по памяти воспроизвел в миниатюре ранние работы 1920-х — 1930-х годов, которые давно хранились в музеях. Большая часть этих подготовительных материалов — планы, макеты, рисунки — сохранилась у племянницы Ольги Бескиной-Лабас. даже помянутый эскиз плаката с эскалатором московского метро. Архивные материалы стали посылом к экспозиции, которую дополнили и оживили произведения, предоставленные музеям и частными коллекционерами. В итоге набралось около шестидесяти работ. Но, повторим, это не просто юбилейная выставка а концептуальное высказывание галериста .»Выставка о выставке», как определяют жанр сами организаторы. Вольная фантазия на тему того чуда которое подготовил сам Лабас. Он тщательно спланировал эстетическое откровение, каким тогда для многих, в том числе и для меня, оказалась экспозиция 1976 пода. На одной из старых фотографий видно, как берут автограф у мэтра молодые художники-нонконформисты Виктор Пивоваров и Эдуард Штейнберг, а открывает выставку еще длинноволосый искусствовед Василий Ракитин, один из самых авторитетных сегодня знатоков русского авангарда. живущий в Германии.

Тогдашнее ощущение откровения объяснимо. Ведь Лабас учился у Малевича, а затем и у Кончаловского, хоть радикальным авангардистом не стал. Он не преломлял традиционную форму, не экспериментировал с цветом, но уроки великих реформаторов дали мощный посыл в поиске собственного пути. Данный от природы талант позволял ему тонко чувствовать свето-воздушную среду, которая мягко окутывает предметы в его натюрмортах или взвивается мощным вихрем при стремительном движении самолетов и машин. Лабас в силу своего темперамента, личностного достоинства и внутреннего такта предпочитал не участвовать в бурных перипетиях отечественного искусства 1920-х — 1930-х годов. Он чудом избежал призыва в действующую армию и ареста в 1937м, потому что работал над панно «Авиация СССР» для Советского павильона на Всемирной выставке в Парижа И впоследствии его часто приглашали для такой трудной работы. В 1938 поду Лабас исполнил панораму «Артек» также для национального павильона, но уже на выставке в Нью-Йорке. Ему поручали столь сложные задачи, зная его невероятную ответственность и профессионализм. В 1920-е — 1930-е Лабас был ужв признанным на Западе художником. Но на любимой Родине он прослыл формалстом и на престижных «социалистических» выставках его произведения появлялись очень и очень редко. Но он много ездил по Союзу, писал пейзажи, портреты, натюрморты. Заказных «тематических» как тогда говорили, грандиозных картин Лабас никогда не выполнял.

Персональная выставка 1976 года неожиданно для многих его коллег, да и широкого зрителя, представила совершенно особую эстетику Лабаса — изысканный цвет с тональными переходами, обобщенную, цельную форму и дыхание воздуха при вечном движении лодей, авто, трамваев и самолетов. В многоплановой картине 1926 года «Городская площадь» (теперь ее привезли из Пермской картинной галереи) при. пристальном рассматривании можно зафиксировать марширующих пионеров в четкой колонне, свободно идущих пешеходов, запряженных лошадей в стремительном беге, различные авто и трамваи, а сверху восхительное перламутровое небо — такое разнообразие форм, не приблизительных, четко выписанных и при этом окутанных некой нежной дьмкой. Покоряют уже современного посетителя выставки в галерее «ПРОУН» его крьмские и азиатские пейзажи. Коктебель — это золотистое, мягкое марево, в котором утопают берег и море. А в ташкентских зарисовках — воздух плотный, словно состоящий из пыльной взвеси прогретой земли. (Размещенные сериями акварели повторяют композицию старой выставки).

Александр Лабас не стал классиком при жизни, но стал явлением уникальным в русском искусстве XX века. Он прекрасно сознавал значимость своего творчества. И он никогда не продавал своих вещей частным собирателям -только в музеи. Много позже, уже в новую эпоху, его произведения удалось приобрести продвинутым коллекционерам. Оценил искусство Лабаса и рынок. За его вещи сражаются на торгах ведущих западных аукционов. Но не будем сегодня об этом.

Надежда НАЗАРЕВСКАЯ Небесный тихоход

 

В Московском музее современного искусства (в здании на Петровке) открылась выставка «Фантазии Александра Лабаса» Камерная, всего три зала, но весьма любопытная экспозиция представляет его поздние работы 1960-х — начала 1980-х годов из собрания сына художника Юлия Лабаса. Лабас-старший через всю жизнь пронес унаследованное от футуризма восхищение воздухоплаванием. В 1930-е годы, кода покорение небес было одной их главных национальных идей, он упоенно воспевал воздушный флот, но отдавал предпочтение не самолетам, а дирижаблям. К его работам никак не липнут хрестоматийные цитаты про «стальные руки-крылья, в них вообще вряд ли есть столь частая в риторике той эпохи «сталь» (и в этом смысле Лабас, конечно, антагонист по отношению к своему современнику и такому же энтузиасту авиации Дейнеке). Воздухоплавание для него — это именно что воздух.

В послевоенные годы художник не утратил своей мечтательной любви к способному оторвать нас от земли прогрессу — он с удовольствием рисует вереницу пассажиров, выходящих из самолёта прямо на зеленое, как луг, летное поле, и упивается вполне обыденным к тому времени удовольствием от автомобильной поездки. И даже обтекаемо-пухлые в соответствии с дизайнерской модой тех лет московские троллейбусы на его акварелях обретают странное сходство с мягкими «сигарами» дирижаблей. Впрочем, новые времена показали, что прогресс может поднять человека куда выше облаков — в космос, а Лабас в ЗОе годы уже писал висящие в небесах летающие тарелки и прочие ракеты-кометы.

labas2

Жители отдалённой планеты.    1963 год.

На выставке в ММСИ есть целая серия рисунков, представляющих «Жителей отдаленных планет» и просто «Странных существ». Впрочем, диковинные и по-своему грациозные, эти создания ничем не похожи на привычные образы пришельцев, существующие в научной фантастике. Скорее, они напоминают слегка адаптировавшихся к атмосфере и гравитации других миров фавнов, дриад, кентавров, крылатых амуров и прочих мифологических существ в том виде, в каком они дожили до символизма и модерна, что-то вроде мирискуснических фантомов, очнувшихся в 1960-е -1970е и слегка мутировавших под воздействием галантного нонконформистского «сюра». Даже гиантский робот, в то время бывший расхожим персонажем не только западной, но и советской кинофантастики (например, удивительного фильма «Планета бурь»), у Лабаса предстает каким-то железным минотавром с трагическим человеческим ликом, увенчанный рогами, а никак не антеннами. «Планета бурь», снятая в 1961 году, разруганная советскими критиками, но сразу же ставшая культовой на Западе, — пожалуй, единственный образчик фантастики того времени, который хоть как-то можно соотнести с лабаоовскими фантазиями: в картине этой земная экспедиция претерпевает многочисленные приключения на Венере в поисках разумной жизни, которую так и не обнаруживает, хотя мечтательный космонавт продолжает верить в прекрасную инопланетянку, которую он почти разглядел в венерианских туманах.

Внеземные создания Лабаса. пожалуй, могли бы прижиться на «Планете бурь» хотя куда больше подошли бы какие-нибудь миры, созданные более старинным воображением. Например, похожие на чешуекрылых ангелов обитатели Марса из написанного в 1897 году рассказа Герберта Уэллса «Хрустальное яйцо», которых можно было рассмотреть в глубине этого самого яйца — инопланетного прибора наблюдения. Фантастические миры Лабаса и правда не столько те, которые можно покорить (для этого понадобилось бы слишком много «стали»), сколько те, в которые можно затянуть через посредство какого-то прибора, телескопа или, может быть, микроскопа.

Микроскоп вспоминается при виде другой представленной на выставке серии — абстракций, к которым художник, в 1920-е учившийся в авангардистском Вхутемасе, вновь обратился в 1960-е -1970-е. Нежные беспредметные акварели Лабаса вызьвывают отчетливые ассоциации с Кандинским и также кажутся не сталько результатами формальных поисков, сколько следом наблюдения за какими-то иньыи неантропоморфными, но наделенными собственной жизнью мирами — делением клеток или же рождающимися Вселенными: именно космические фантазии и привели Лабаса к абстракции.

Ирина КУЛИК

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта