Ланкре Никола

Никола Ланкре/1690-1743/ французский художник.

Произведения Никола Ланкре, одного из самых обаятельных и чарующих художников 18 столетия во Франции, долгое время путали с картинами А. Ватто. Но хотя значение творчества Ланкре умалялось при сравнении его с Ватто, который, действительно, оказал большое влияние на формирование его стиля, художник все-таки занимает свое, вполне достойное место среди мастеров того жанра, который получил в истории искусства наименование «галантного празднества».Концерт в парке.   Около 1738 года.

Никола Ланкре прошел обучение сначала в мастерской художника П.Дюлена, затем, что особенно важно, у К.Жилло, который одновременно был и учителем Ватто. Жилло передал своим ученикам вкус к изображению современных сюжетов, а также театральных сцен, особенно сцен из итальянской комедии. Вероятно, Ланкре и Ватто познакомились именно в мастерской Жилло и были какое-то время дружны.
Ватто давал Ланкре советы, призывал его как можно больше работать с натуры, в частности писать с натуры пейзажи.
И хотя дружба Ланкре с Ватто, неровный и неустойчивый характер которого отмечали биографы, оказалась недолгой, влияние творчества Ватто на Ланкре было длительным и плодотворным. Уже современники заметили, что Ланкре писал картины «во вкусе Ватто». Недаром и в Академию живописи Ланкре был принят как «художник галантных празднеств», то есть с той же самой характеристикой, что и Ватто.

Кадриль.

В творчестве Ланкре жанр «галантного празднества» лишен того глубокого эмоционального подтекста, который отличает картины Ватто, его произведения гораздо доступнее и проще для понимания. «Галантное празднество» для Ланкре служит средством для отображения современных вкусов, нравов и типажей, пусть и переодетых в театральные костюмы и маски.

Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются, их можно объединить в несколько групп. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Общество в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц». Он обращается также к изображению театральных сцен, взятых из существовавших пьес и постановок современных драматургов, таких как Данкур или Мариво. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках — на картине из Эрмитажа мы видим изящную Комарго, танцующую на реальной сцене. Наконец Ланкре создает серии картин, изображающие «Времена года», олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения.

Общество на опушке леса.   Фрагмент.      Конец 1720-х годов.

Действие в картинах происходит в саду, в парке или, реже, в современном интерьере. Дамы и кавалеры, одетые в разнообразные костюмы — в пастухов и пастушек, в театральные или воображаемые наряды — предаются изящным занятиям и развлечениям. Герои картин, по существу, одни и те же. Какой бы костюм ни выбрал для них художник, мы видим нравы и вкусы парижского общества — блестящего общества эпохи Регентства и начала правления Людовика XV. Все герои Ланкре играют какую-либо роль, все в его картинах театрально — костюм, типаж, ситуация, атмосфера, пейзаж. Так было и в обществе той эпохи, где каждый играл роль, все равно в театре или в жизни, где царил дух театра и маскарада.

Ланкре шел в ногу со своим веком и в какой-то степени сам участвовал в формировании вкуса и стиля времени. Художники его поколения стремились уйти от возвышенного, репрезентативного искусства, характерного для эпохи правления Людовика XIV, к искусству камерному, более непосредственному и соизмеримому с человеком. Ланкре хотел и умел понравиться, он пользовался постоянной любовью широкой публики и самых взыскательных знатоков. Гибкость таланта Ланкре объясняется именно его желанием нравиться.

В самом деле, художник писал и картины малого формата, подходящие для маленьких интимных комнат парижских особняков 18 века, и достаточно большие декоративные панно. Умел приспосабливать манеру письма к выбранному формату — от тщательной л тонкой в небольших полотнах до более широкой и свободной. Он с готовностью повторял те картины, которые особенно пришлись по душе парижской публике, делал уменьшенные реплики, многочисленные серии картин. С произведений Ланкре выполнено множество гравюр, что также свидетельствует о его широком успехе. К тому же мастер был очень трудолюбив и, как многие современные художники, отличался практицизмом и умело пользовался плодами своей популярности.

Любая картина кисти Ланкре декоративна и может быть воспринята как украшение для салона, столовой или будуара. Все особенности стиля мастера: изящные удлиненные фигурки персонажей, кукольность лиц, орнаментальность в трактовке пейзажа, пикантная аранжировка красочных пятен — говорят о том, что перед нами блестящий декоратор. Художник привык все украшать, сообщать каждой позе и жесту приятное выражение, каждой улыбке оттенок очарования. В музеях даже лучшие его картины как-то увядают, настоящее их место на стенах тех дворцов и особняков, для которых они и создавались.

Недаром Ланкре успешно сотрудничал с архитекторами и мастерами прикладного искусства. Искусство в ту эпоху сближалось с бытом, и сам Ланкре мог выполнить живописное украшение не только для салона, но и для шелковой ширмы, каминного экрана, корпуса клавесина, веера, любой другой изящной безделушки. Таким образом художник мог целиком создавать среду и декор, в которых жили его современники. Как никто другой, он знал Париж и его обитателей, все многочисленные зрелища, развлечения и удовольствия столицы, именно поэтому Ланкре так точно воспроизводил стиль жизни своих современников в картинах.

Ланкре — своеобразный и тонкий живописец. Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое. Причем группы в его произведениях объединяются скорее по декоративному, нежели по смысловому принципу. Позы и жесты фигур часто повторяются, но они всегда точны и естественны.

Колорит картин Ланкре — как правило, теплый, с мягкими переходами, его отли чает общая золотистая тональность. Художник любит насыщенный красный цвет, нежно-голу-бые и розовые оттенки, иногда вводит акценты лимонной желтизны. Манера письма Ланкре — меткая, нервная, остроумная игра кистью, немало способствует обаянию картин.

В произведениях Ланкре действие чаще всего происходит в пейзаже, причем пейзажная среда созвучна героям, ее населяющим. И хотя художник пишет разные времена года, в его картинах царит*вечное лето. На нежно-голубом небе с сероватыми облаками вырисовывается кудрявая, орнаментально трактованная листва деревьев, дали прозрачны, природа безмятежно прекрасна. Мастер любит изображать уединенные уголки парка, оживляемые журчанием ручья, с обилием цветов, особенно кустами цветущих роз, украшенные мраморными статуями. Именно в таких уголках мы видим прекрасных дам, непринужденно расположившихся прямо на траве или на садовой скамейке, как в картине из ГМИИ им. А. С. Пушкина «Дама в саду», или же купающихся в ручье, подобно нимфам. При всей условности пейзажа Ланкре, в его основе лежат реальные наблюдения над природой, свидетельство чему — множество рисунков, выполненных художником с натуры.

Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. Он пережил своих учителей и соперников, поэтому влияние его было более длительным. Он много сделал для распространения французского вкуса в Европе. В 18 веке его картины собирали не только знатоки, но и Фридрих II. Картины Ланкре до сих пор сохраняют своё хрупкое очарование, напоминание об одном из самых блестящих периодов в культуре Франции.

 

 

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары