Томов Эвтим
Томов Эвтим (1919) — болгарский художник-график.
В галерее изобразительного искусства на улице Шипки в Софии состоялась большая ретроспективная графическая быставка художника Эвтима Томова, приуроченная к его 70-летию. Посетители, побывавшие на этой Выставке, соприкоснулись с болгарской природой, которой художник посвятил в основном свое творчество. Автор исколесил родную землю вдоль и поперек, внимательно и увлеченно вглядывался в ее разнообразие и красоту.
Эвтим Томов родился 1 ноября 1919 гоаа в селе Трекляно близ Кюстендила. Как любой человек, он связан с местами, где прошло его детство. Но только худжник берется отразить свои наблюдения и привязанность на чистом листе. Эвтим Томов неутомимо работает, неизменно опираясь в своем творчестве на чувство глубокой любви и преданности к болгарской земле.
Так художник создает свои многочисленные пейзажи. фантастические песочные пирамиды и склоны в окрестностях Мелника и холмистые дали родного кюстендильского края сменяются видами внушительного Искрского ушелья. Эвтим Томов не отображает исторические события, драматические случаи или развлекательные сюжеты, представленные посредством человеческих фигур. Но несмотря на это, его природные мотивы не оторваны от естественных обитателей данного места. И когда мы наслаждаемся видом старинных красивых деревянных домов в Созополе (например, гравюра „Перед рыбалкой»), то незаметно узнаем и о людях, живуших В них — рыбаках, которые плетут сети, чинят лодки или вытягивают невод. Так и в десятках других гравюр оказывается, что крестьянки, возврашаюшиеся с поля труженики, чабаны и дровосеки населяют его графики
. И как в чисто пейзажных работах Эвтим Томов выступает тонким наблюдателем, так и в этих произведениях он близок к жизни и людям. Фантастическое и необычное чужды его натуре. Но зато насколько жизненна, насколько естественна его любоВь к земле и сельским труженикам!
Все чувства и настроения в произведениях Эвтима Томова переданы линией и полутонами, черным и белым. Художник овладел графическим выражением в нескольких его разновидностях, которые называются графическими техниками. Он вырезает белые части своих будуших работ специальным граверским инструментом — штихелем, оставляя черное нетронутым, а полутона и светотени наносит мелкими штрихами. Так создается гравюра на дереве, с которой художник может иметь множество отпечатков. А литографии делают на специальном мягком белом камне. Многие гравюры Эвтима Томова, созданные литографическим способом, отличаются удивительной свежестью. Его артистическая свобода — плод большого профессионального опыта. Лишь тонкий знаток литографии понимает, сколько трудностей пришлось преодолеть художнику, чтобы не переборщить с чернотой в изображении и в то же время не ослабить легких полутонов, которые при оттиске с камня будут утрачены в оригинале.
Глубокая любовь к родине у Эвтима Томова проявляется не только в картинах: им написаны книги о графике и графической технике; в течение ряда лет он собирал старые болгарские гравюры (эстампы), которые представил в отдельном издании; обучил большое число молодых болгарских графиков как преподаватель, профессор и. руководитель кафедры графики Академии худоЖеств. Эвтим Томов подарил значительную часть своих работ родному краю, чтобы радовались грядушие поколения, чтобы училась молодежь любви к родине, преданности и самоотверженности в работе.
///////////////