Соколов Николай

Николай Александрович Соколов (1903-2000) — советский художник, легендарный НикС из КуКрыНикСов.

В этом году мне исполнится 85 лет. Ровно 60 лет назад в 1928 году я впервые увидел Алексея Максимовича Горького. И не только увидел, но должен был нарисовать его портрет. А был я тогда еще студентом ВХУТЕМАСа, который только что окончили мои друзья — М. Куприянов и П. Крылов.

Главный редактор журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент» Мария Ильинична Ульянова попросила нас троих — Кукрыниксов — пойти в один из клубов Москвы на встречу с приехавшим из Италии А. М. Горьким. Ей хотелось, чтобы мы сделали зарисовки для публикации в журнале вместе с литературным отчетом об этой встрече.

sokolov n4Портрет Максима Горького.     1928 год.

Нам предложили места в президиуме позади Горького.

Выступали самые разные ораторы. Среди них и пожилая женщина, селькор, очень интересно рассказавшая о том, как она из неграмотной женщины стала корреспондентом газеты. Ее искренний рассказ очень взволновал Горького, мы видели, как он даже смахивал со щеки слезу…

У меня была бумага, покрытая особым составом, и рисовал я не простым карандашом, а «литографским»; его нельзя было стирать резинкой, тут надо было работать наверняка. Зато рисунок с такой бумаги можно было перевести на литографский камень и сделать с него очень точные отпечатки.

В перерыве «Кукры» предложили мне показать свой рисунок М.И. Ульяновой. Посмотрев его, она показала портрет Горькому. Взглянув, Алексей Максимович произнес: «Ух ты! Глаз-то у меня — как у вороны!»

Писателя попросили, если он согласен с рисунком, написать на нем что-либо, так как хотели его опубликовать. Горький, взяв у меня литографский карандаш, крупно подписался «М. Горький», поставив «-и» по старой орфографии…

1930 год. Февраль.

Владимир Маяковский открывает свою выставку «20 лет работы».

sokolov n11930 год.    Владимир Маяковский.   1988 год.

соколов никВладимир Маяковский.

Окна РОСТа, плакаты, фотографии, макеты театральных постановок, книги, документы…

Почти никто из друзей и писателей не помогал с устройством выставки. Всё сам развешивал, доставал. И на открытие выставки никто из писателей не пришел — их отсутствие должно было означать «протест» против вступления Маяковского в РАПП. Не было самых близких «друзей». Один из них — поэт — сочинил даже стихи, в которых «угрожал» Маяковскому, что счистит пемзой со своей руки следы рукопожатия Мяковского.

На выставке было много молодежи, это смягчало чувство одиночества поэта. Молодежь он любил…

В те дни он был мрачен, молчалив, раздражителен, рассеян. Незадолго до трагической развязки В. В. Маяковскому становится известно, что его фотопортрет с поздравительной надписью в связи с 20-летием творческой деятельности вдруг изымается из всего тиража журнала «Печать и Революция» по чьему-то распоряжению.

Идет апрель, Маяковский должен ехать на очередную встречу с читателями. на этот раз со студентами. Настроение отвратительное, но надо выступать. Читает стихи. Кто-то из зала требует читать совсем другие. Маяковский слышит:

— Ваши стихи непонятны!..

Наступило 14 апреля 1930 года.

Очень долго не мог я написать задуманный мною портрет — Маяковский в последние три с половиной месяца жизни.

Не раз принимался, но неудачи шли одна за другой. Только лишь один портрет был одобрен людьми, хорошо знавшими Маяковского, и сейчас он находится в музее его имени.

Множество раз переписывал я еще один портрет, начатый четыре года назад. Он уже побывал на выставке в Манеже, и тем не менее я вновь переписывал его целиком. Назвал портрет «1930-й год»…

Всегда беспокойно-красивый, удивляющий, неожиданный, острый… Таким запомнился Всеволод Мейерхольд.

Нам — Кукрыниксам — посчастливилось работать в его театре художниками-оформителями четырех картин первой части спектакля «Клоп», по приглашению Маяковского. Мы рисовали в цвете эскизы сцен «Универмага», «Общежития студентов», «Свадьбы Присыпкина» и «Пожара». Работали и над эскизами костюмов, и гримом для актеров.

Идея Мейерхольда, и с ней был согласен Маяковский, была такой: мы должны были выискивать и зарисовывать в магазинах и на рынках те безвкусные, пошлые вещи, которые «украшают» большинство жилищ. А также безвкусные наряды. Зритель должен был узнавать на сцене те самые предметы, какие порой у них дома создают «красоту» жизни.

Мы много ходили по магазинам и с артистом Игорем Ильинским, искали ему и другим участникам комедии плохо сшитые костюмы, платья…

Тридцатые годы. Здание театра ставится на капитальный ремонт. Временно в небольшом помещении Мейерхольд проводит репетиции нового спектакля «Дама с камелиями». Героиню будет играть Зинаида Николаевна Райх. Ему нужны для этого хорошие альбомы — монографии французских художников-импрессионистов. В первую очередь Эдуарда Мане, Ренуара. Он просит нас, Кукрыниксов, дать ему эти книги. Мы приносим их ему домой. Он вглядывается в каждую репродукцию…

sokolov n2Всеволод Мейерхольд.     1983 год.

Мои друзья «Кукры» и я много раз рисовали дружеские шаржи и портреты В. Э. Мейерхольда.

Последний портрет его я писал с перерывами в несколько лет. Хотелось показать режиссера во время репетиции. Эту свою работу я подарил будущему музею В. Э. Мейерхольда. Будущему потому, что его пока нет, а только уже порядочное время идут хлопоты по созданию такого музея.

Первый в России  музей Мейерхольда создан в 1984 году в городе Пензе.

sokolov n3Александр Пушкин.    1987 год.

sokolov n 004Николай Соколов и Мария Павловна Чехова.    1950-е годы.

У Николая Соколова семья потомственных художников:     сын — Владимир, внучка Анастасия.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта