Соколов Пётр
Соколов Пётр Петрович (1821-1899) — русский художник.
Известно, что Петр Соколов в раннем творчестве, в 1840—1850-е годы, так же как его отец, занимался акварельным портретом. Он тщательно изучал живописный метод П. Ф. Соколова, специфику его техники, манеру наложения красок для достижения максимальной чистоты и прозрачности тона, выбирал для своих работ даже бумагу, идентичную соколовским листам по фактуре и цвету. Однако, несмотря на известный профессионализм исполнения, акварельные портреты Петра Соколова все же не достигают той высоты психологизма и одухотворенности, коими прежде всего ценны работы его прославленного отца. Поэтому «Портрет виолончелиста Серве» вероятнее всего, принадлежит кисти именно этого мастера. Подтверждением тому служит и подпись художника, идентичная его факсимиле на ряде других произведени. Имитируя свободную непринужденность акварельного письма отца, его, по выражению исследователей, «ловкое мастерство», Петр Соколов зорким и наблюдательным глазом довольно верно схватывает фигуру портретируемого, движение его артистических рук, горделивую осанку. Не всегда удачный колорит портретов Петра Соколова в данной акварели изыскан н гармоничен. Золотисто-охристые теплые тона в живописной трактовке инструмента удачно контрастируют с богатством темных и светло-серых оттенков фактуры сюртука музыканта. Однако некоторая скованность н сухость профильного абрнса лица модели (всегда менее схожего, но наиболее легко передаваемого) свидетельствуют об известном пределе творческих возможностей художника.
Портрет писателя Сергея Атавы.
Петр Соколов в 1840-е годы некоторое время учится у К. П. Брюллова, но, рано избрав самостоятельный путь в искусстве, вскоре порывает с Академией художеств и только в 1855 году удостаивается звания художника. Недатированный лист исполнен, видимо, именно в начале 1840-х годов, так как представляет собой типичный пример академической жанровой штудии. На этюде Петра Соколова изображен спешенный всадник, стоящий подле коня у придорожного камня, на фоне старинной крепостной стены. Иллюстративно-литературный сюжет трактуется новыми для той поры графическими средствами: уверенная пластика линий
сочного рисунка органично сочетается с живописностью штриховых объемов. Безупречная н тщательная детализация изображаемого уже в этой работе достаточно определенно выявляет те характерные реалистические черты, которые впоследствии разовьются в творчестве художника, хотя в данном произведении они пока еще заключены в отвлеченно-романтическую форму.