Сотсков Геннадий
Сотсков Геннадий Алексеевич (1925-2011) — советский российский художник. Родился в Москве. Окончил училище Памяти 1905 года, полиграфический институт.
Недавняя выставка работ Геннадия Сотскова была небольшой, но произвела на всех ошеломляющее впечатление — силой обличения, суровостью обвинения…
Как возникла эта выставка? Художник Сотсков решил снова посетить места своей юности, запечатленные им на многочиспенных своих полотнах конца сороковых и начала шестидесятых годов. Результат оказался совершенно неожиданным, так как прежние пейзажи, радовавшие душу художника, исчезли! Вот так спокойное лирическое повествование ранних работ Сотскова внезапно переросло, перелилось в пафос страшного по своей силе обличительного документа. Под каждым этюдом Сотсков поставил дату уничтожения того или иного места и название гидростанции, совершившей это…
Надо восстанавливать утраченное, поруганное, погубленное и просто украденное. Иного выхода нет. Надо действовать. К этому зовет творчество Геннадия Сотскова.
Федор ПОЛЕНОВ
Нет, не ждал я от этой поездки на Волгу ничего хорошего, хотя и ехал на свои насиженные места.
Со студенческих лет меня тянули завораживающие своей тихой прелестью волжские дали, песчаные косы и перекаты, таинственные повороты реки с уютными деревушками, спускающимися к самой воде, и торжественные храмы старинных русских городов и сел.
Енисей в районе села Донниково.
(Затоплено при заполнении Красноярского водохранилища в 1971 году)
Нижний посад села Просек под Горьким.
(Затоплено Чебоксарской ГЭС в 1981 году.
(Старая Волга до затопления Угличским водохранилищем в 1940-е годы).
ЗАТОПЛЕННАЯ НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КАЛЯЗИНЕ
(после заполнения Угличского водохранилища).
О Волге можно долго с упоением говорить, но действительность развеяла все мои восторги: как только наш огромный пароход вышел в воды первого волжского водохранилища, то сразу же стало ясно, что со старой Волгой всё кончено. Я не верил, что лозунг, звучащий в сороковых годах о том, что надо превратить Волгу в сплошную цепь озер и морей, вопреки разуму, может быть так быстро реализован. Но первая же встреча с рекой подтвердила это. Затопленные сорок лет тому назад волжские берега так и не пришли в себя. Болота и оползни крутых берегов, затонувшие леса, застойная вода…
Вот и долгожданный город Капязин. Я помню его шумным торговым городком с колокольней Никольской церкви на высоком крутом берегу Волги и с красивым монастырем на другой стороне реки, с уютными улочками, сбегающими с берега к пристани. Но сегодня печальное зрелище нагоняет тоску, больно и стыдно становится, когда видишь, во что превращен старинный город.
Теперь посреди Волги одиноко стоит колокольня, как памятник нашему варварству. Колокольня Никольского собора, построенная в 1800 году и поражающая всех своим изяществом и стройностью.
Геннадий СОТСКОВ «ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК»