Смирнов Владимир
Смирнов Владимир Борисович (1953) — российский художник.
Cтолица России предстает на полотнах художника Владимира Смирнова в сиянии небесного и земного света. Ее панорамы и перспективы заснеженных улиц и площадей возникают как волшебство и откровение. Стрела времени пронзает века и десятилетия — и вслед стремительному ходу времени художник видит становление нашего города, которому исполняется в нынешнем году восемь с половиной
столетий.
Он видит жизнь Москвы, сверкание куполов её храмов, потаённые и ослепляющие огни; само небо над городом живёт и вечно меняется подобно зеркалу, отражающему земные ритмы. Художник различает мельчайшие детали, и образы его оживают, лица освещает то улыбка, то приветливый взгляд. Мистика и реальная история слились в единый поток, в котором очень хотелось увидеть истоки.
Откуда пошла Москва? Не только от Юрия Долгорукого или боярина Кучки, который властвовал здесь до него. Раскопки сороковых годов в Кремле показали, что века Москвы ещё не сосчитаны. Мне довелось изучить древности вятичей, на чьих землях возникла Москва и отжествить их с памятниками потомков легендаоных воинов скндинавских мифмов. Арабские историки называли их вантит, Тацит-венедами, Страбон-венедами, ушедшими после Троянской войны на запад, и основавшимися там Венецию, а большей частью — на восток, в Закавказье. Там,в Закавказье, возникло царство ванов Урарту. После поражения в войне с Ассирией ваны стали переселяться на Дон. потом на Оку, где и была основана Москва. Ваны — это боги и люди одновременно. Ведь предки в древности обожествлялись потомками. Может быть, и сейчас у нас не меньше оснований считать Москву священным или даже божественным городом.
В. ЩЕРБАКОВ.
Старое Симоново. 16 век. Захоронение Героев Куликовской Битвы.
Храм Георгия в Замоскворечье. 16 век.
Москва. 19 век. Праздник. Вид из Замоскворечья.
Московский дворик. 1986 год.
Москва. 1382 год. Защита монастыря от войск Тохтамыша. 1986 год.
Владимир Смирнов придумал и освоил самые невероятные графические «техники» на основе простейших школьных чернил, карандашей, цветной туши. В итоге, конечно же, не был принят в Краснодарское художественное училище. Его неукротимая фантазия еще долго опережала мастерство изображения, а бездонная «фотографическая» память осмысление целого.Смирнова призвали в армию в Подмосковье, за неделю до возвращения домой он решился показать свои армейские рисунки в одном из столичных издательств. Это
были многочисленные архитектурные фантазии на темы европейской готики и культур древнего мира. И тут его впервые заметили! Часть рисунков была принята для публикации. Он остался в Москве, поступил рабочим на завод, жил в общежитии. И рисовал. Это было в 1973 году. Начинающий художник быстро набирал силу и зрелость. По виртуозной точности сложнейшего рисунка, выписанного маслом и темперой, до предела насыщенные композиции постепенно стали напоминать произведения палехских мастеров. Но все чаще начинал в них звучать и подлинный голос автора, проявляться неповторимый, особый мир. Его творчество развивалось на стыке истории и географии. Смирнов брался за изображение самых невероятных сюжетов и тем, создавая один за другим циклы «Атлантида», «Потоп», «Семь чудес света», а сверх того — «Пирамиды Мексики», «Средневековые города», «Япония», «Индия»…
Несколько раз облетев земной шар, фантазия художника нашла наконец свое истинное пристанище: «Легенды и мифы зарубежного мира у меня перешли в чисто русские, захватила русская фантастика… Прошлое Москвы, Петербурга. Костромы, Суздаля». Увы, не на улицах города, а в музеях и альбомах нередко вынужден был Смирнов отыскивать следы былой красоты и величия Москвы. Он подолгу
разглядывал различные «панорамы» и «виды», созданные граверами-иностранцами петровских времен, внимательно изучал зарисованные с колоколен и башен в конце XVIII века городские «перспективы». Так появились картины «Коломенское», «Хамовники», «Сухарева башня», «Симонов монастырь» и множество других.
В 1982 году на групповой выставке «Отечество» он с большим успехом показал серию работ «Старая Москва». Тогда же стал одним из активных членов Общества охраны памятников истории и культуры, увлекся отдаленными эпохами отечественной истории, познакомился с учеными и знатоками русской старины. Тематика его творчества углубилась, серьезное стал подход к «историческои фантастике». К числу лучших можно отнести возникшие с тех пор произведения, посвященные Старо-Симонову монастырю и другим памятникам Москвы XIV века, панорамы и отдельные виды русских городов и монастырей XVI XVII веков.
Постепенно творчество Смирнова приобрело известность за пределами страны. Разошлись по миру его картины из серий «По Золотому кольцу России», «Осненная Москва», «Праздники России», «Град Китеж» и многие другие. В одних художник свободно использует традиции народных лубочных картинок, в других создает романтические образы «древнерусской Атлантиды», затонувшей в глубинах времен…
Валерий КИСЕПЁВ.