Стерлигова Евгения

sterligova

Евгения Ивановна Стерлигова (1939) — русский советский художник-график, иллюстратор. Родом из Свердловска.  Окончила Уральский полиграфический институт (книжная графика).  Преподаёт рисунок в Екатеринбургском архитектурном институте.

 

Отрывок из письма старейшины советских фантастоведов Евгения Брандиса к писателю Сергею Другалю: «Я давний и непременный поклонник Стерлиговой. Талант ее узнаваем — можно взглянуть на любую иллюстрацию, не зная, кто выполнил, и сразу отличишь ее манеру, ее лёгкий, изящный, романтический штрих. Особенно хороши ее рисунки к повестям Крапивина. Тут я нахожу полную гармонию художественного видения обоих».

Письма, письма, письма… Их, писем подобного рода получала и получает редакция. Многие наши адресаты

 

и другие тоже обращают внимание на талантливое проникновение художника в ребячий мир, живущий полнокровно на страницах книг Владислава Крапивина.

sterligova1Иллюстрация к повести В.Крапивина «Вечный жемчуг».

sterligova2Иллюстрация к повести В.Крапивина «В ночь большого прилива».

sterligova 001sterligova 002

sterligova 003Иллюстрации к повести-сказке В.Крапивина «Взрыв генерального штаба».

sterligova4

sterligova5Иллюстрации к повести В.Крапивина «Мушкетёр и Фея».

sterligova 04Иллюстрация к повести В.Крапивина «Праздник лета в Старогорске».

 Замечание верное, но не до конца. Думается, причина этого имеет свои корни в нашей жизни и заключается в неустроенности и непредсказуемости творческого бытия художника, которым командуют, которого признают или не признают по прихоти лиц, вольных распоряжаться издательскими заказами.

sterligova3

                                                                               Рисунок Евгении Стерлиговой к «Заповеднику гоблинов» К. Саймака.

В папках Евгении Ивановны лежат многочисленные иллюстрации к произведениям братьев Стругацких, к зарубежной фантастике. Но они не востребованы, а писатели чаще печатаются в других изданиях, да и иностранную «Следопыт» не берет, вот и лежат рисунки, ждут зрителя и часа, но дождутся ли?

Да, художница реже появляется на страницах журнала «Уральский следопыт». Чаще предлагают свои работы ее ученики (она преподает на кафедре рисунка в Свердловском архитектурном институте), и если кто-то спросит: «Почему реже?», можно ответить однозначно: Евгения Стерлигова всегда относится очень строго к своей работе, не позволяет себе скороспелых рисунков. Со временем ее требовательность к себе стала гораздо жежче. Она дольше, скрупулезнее работает над каждой иллюстрацией. Преподаванне в САИ дает финансовую независимость и возможность не спешить в своем творчестве художника-графика. Не будем сбрасывать со счетов и прочие интересы художницы. На экраны телевидения вышли мультфильмы «Все дело в Шляпе», «Лето в Мумидоле», «В Мумидол приходит осень», по ее рисункам.

sterligova6Персонаж мультиплькационного фильма «Всё дело в шляпе».

sterligova 012

sterligova8Иллюстрации к повести Ольги Ларионовой «Чакра кентавра».

sterligova9

sterligova10Иллюстрации к повести С.Другаля «Василиск».

sterligova 013

sterligova 015Иллюстрации к произведению А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

sterligova 055Иллюстрация к рассказу А.Беляева «В трубе».

sterligova 065Иллюстрация к произведению И.Денисовой и С.Матвеева «Эхо».

sterligova 067Иллюстрация к повести Д.Биленкина «Сила Сильных»

Рисунки Стерлиговой действительно изящны и филигранны. Да, они имеют ювелирную отточенность и завершенность, И этому сопутствует желание рассматривать их, вглядываться в детали, удивляться «непринужденной сделанности», точности штриха, тонкости фактуры.

Не всем нравится такая техника. Любители броскости, модернизма, «дизайна», а не сюжетной иллюстрации, те, кто предпочитает пятно, а не образ, и ставит абстрактную композицию выше содержания рисунка, при упоминании о Евгении Стерлиговой морщатся: реализм, романтизм — устарело! Забывают они, устаревает только мода, и не устаревает настоящий талант.
А вот что говорит писатель Владислав Крапивин (в конце концов из тридцати, примерно, книг, иллюстрированных Стерлиговой-пятнадцать принадлежат ему): «Считаю, что мне просто повезло. Когда появился на свет мой «Летчик для особых поручений» (писавшийся трудно, в нелегкие для меня времена), Евгения Ивановна своим- пером и карандашом, как добрая волшебница (старое, но точное сравнение), оживила этого малььчишку — маленького пилота Антошку Тополькова, помогла читателю увидеть его воочию на страницах книг. С тех пор мы уже пятнадцать лет работаем вместе.

Много говорить тут нечего. Хочу сказать лишь о том, что полное взаимопонимание, во многом одинаковое видение мира и те «страны», в которых мы живем своим воображением, очень по-моему, похожи. Странно, что это согласие, как и сам творческий метод художницы, вызывает неприятие и раздражение некоторых издательских художественных редакторов. «Опять Стерлигова!»—возмущаются они, когда речь заходит об иллюстрировании очередной книжки. И читатели, берущие в руки «Галубятню на желтой поляне», «Мушкетера и фею» или «Острова и капитаны», конечно, не представляют, сколько сил положили художник и автор, чтобы «пробить» свою совместную книгу.

Но мы все-таки пробиваем и, надеюсь, будем пробивать и дальше. Разговоры о «несовременности» — это несерьезно. Настоящее искусство современно всегда. А кроме того, мы работаем,прежде всего для детей. А дети — они стихийные реалисты,они хотят видеть в книгах настоящих, живых героев-сверстников. Поэтому они предпочитают стерлиговского летчика Антошку модернистским уродцам других изданий, хотя эти лоследние призваны ошарашить читателя и зрителя «смелостью», «современнотью», «новаторством».
Рад сказать в заключение, что и сейчас мы работаем вместе: Евгения Ивановна рисует героев моей новой повести, которая выйдет в этом году. Да, время не стоит на месте. Жизнь, безусловно, требует нового, к тому же запретное вчера стало доступным сегодня. Мы, собственно, не против разнообразия графического языка наших авторов, но, защищая разнообразие, протестуем против плоского и убогого эпигонства. Человеку-зрителю будет доступен любой язык искусства, если он строится на мастерстве и непреходяшнх эстетических ценностях, имевших место в наскальных рисунках первобытных охотников, достигших вершины в искусстве Эллады и протянувшихся в наше время. Ценности эти на наш взгляд, не только сочетание определенных навыков, но совокупность их с душой, сердцем и мыслью художника. Нагромождение несообразностей и небрежность, выдаваемые подчас за мастерство, бывают настолько унылы и так бездарно пошлы, что верится уже не в прогресс искусства, а в регресс. Рисунки Евгении Стерлиговой заставляют все-таки воспрянуть духом, поверить, что возможности человека в настоящем искусстве души и сердца еще не исчерпаны до конца и в наш жёсткий и жестокий рациональный век. Это оставляет место надежде, воскрешает веру в идеалы человечности и добра.

Е. ПИНАЕВ

a href=»http://babanata.ru/wp-content/uploads/2013/10/sterligova1.jpg»

a href=»http://babanata.ru/wp-content/uploads/2013/10/sterligova1.jpg»

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта